Святой Димитрий

8 ноября (26 октября по ст. ст.) Святая Православная Церковь чтит память одного из раннехристианских великомучеников – святого Димитрия Солунского (Мироточивого).

Святой великомученик Димитрий

 

Святой Дмитрий

Святой великомученик Димитрий родился в семье римского проконсула города Солунь (ныне Салоники в Греции) в III ст. На то время большинство жителей города были язычниками, но достаточно большая христианская община, основанная апостолом Павлом, существовала уже триста лет. В тайных исповедников христианской веры принадлежала и семья Димитрия. Когда парень повзрослел, родители показали ему великолепные иконы Христа и Богородицы. Тогда Димитрий узнал, что языческие боги – то заблуждение, а на самом деле существует только Всемогущий Бог. Изо дня в День юноша усердно молился и внимательно слушал евангельские рассказы. Вскоре отец Димитрия отошел к Богу, а юноше пришлось заступить его место. По приказу императора, молодой правитель должен был выявить и посадить солунських христиан. Однако Димитрий этого не сделал, а откровенно объявил, что верит в единого Истинного Бога, и начал обращать язычников. Узнав об этом, император Максимилиан разгневался и приказал бросить Димитрия в темницу, а сам потребовал развлечений. Обладатель очень радовался, когда гладиатор Лий бросал невинных христиан на острые копья, пока на поединок вышел юноша Нестор. Перед поединком он попросил у Димитрия благословение на бой, и услышал предсказание своей победы и смерти. Мужественный юноша не испугался смерти и стал к бою. А слова Димитрия и впрямь оказались пророческими. Потеряв своего любимца, обезумевший Максимилиан приказал казнить Нестора, а с ним и Димитрия, который помог ему своей молитвой. Произошло это в 306 г.

В правление императора Константина Великого (306-337 гг) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были найдены его нетленные мощи.

При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. Так, в правление императора Маврикия авары осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и вражеское войско бросилось бежать. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал христиан из вражеского плена и помогал им вернуться в Фессалонику.

С VII века при раке святого Димитрия начало течь благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: «Миро за своим свойством не является водой, но гуще за нее, и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее от любых благовоний не только искусственных, но и от тех, что по природе созданы Богом». Поэтому великомученика Димитрия Святая Церковь чтит как Мироточивого.

По предположениям некоторых исследователей, св. Димитрий мог походить со славянской семьи, возможно даже среди греков в древние времена его почитали, как покровителя славян. В давньоукраїнській летописной традиции сохранился интересный эпизод – описывая взятие киевским князем Олегом Константинополя в 907 г., преп. Нестор Летописец вспоминает, что перепуганные греки считали, что сам святой Димитрий пришел их пристыдить за грехи их, помог русским воинам.

Издавна почитали св. Димитрия на украинских землях. Так, в 1057 г. киевский князь Изяслав Ярославич основал в Киеве монастырь, посвященный св. Димитрию. 1197 г. великий князь Всеволод Юрьевич получил в дар из Солуни икону святого великомученика, написанную на доске его гроба, и его рубашку. Доска также была мироточивою, а миро было целебным. Впоследствии эта икона была вывезена из Киева во Владимир. Кстати, оба упомянутых князей – Изяслав и Всеволод, при крещении получили имя Димитрий.

Русские особенно почитают св. Димитрия как небесного покровителя победы князя Димитрия Донского в битве с татарским ханом Мамаем 1380 г. на Куликовом поле. Это событие положило начало освобождению русских земель от владычества Золотой Орды и формирование объединенного государства под властью Москвы.

Согласно уставу Православной Церкви суббота накануне чествования св. Димитрия считается поминальной. Молитвы за усопших в этот день в Украине всегда сопровождались богатой обрядностью и традициями. По старинке, в некоторых регионах после панихиды устраивали совместные общественные обеды возле церквей. Поминальная трапеза предполагала потребление колива (разваренный ячмень или пшеница, заправленные медом и изюмом) кондаке (в освященной воде с медом розмочували пшеничный белый хлеб). На могилы клали хлебы с зажженными свечами, раздавали хлеб бедным и нищим, подавали им милостыню.

В народной традиции сохранились также народные приметы и поговорки, связанные с днем памяти св. Димитрия. Например, говорят, что когда 8 ноября холодно и

Святой Дмитрий

снежно, то весна будет поздней, а как оттепель – зима и весна теплые. «Пришел Димитров день — зима влезла на забор». Говорят в народе, что «на Дмитрия» реки замерзают. Поскольку в это время заканчивается период свадеб, шутили о тех, кто не успел жениться: «До Дмитрия девка хитра ( перебирает женихами), а по Дмитрии хоть трубу вытри (мол, пригодится на все)».

 

Святой Дмитрий

“Придите все верные, сойдясь, похвалим Христова борца и мужественного Дмитрия светоча” – Стихира на малой вечерни.


Святой Климент Александрийский величие и значение мученика описывает такими словами: “Мученик дает тройное свидетельство: о себе, что он с настоящей верностью вере стоит при Боге; против своего противника, что он напрасно наступает на того, что непоколебим в любви; для Господа, что в его науке находится Божья убедительная сила, которую даже боязнь смерти не может победить”.
Святая Церковь с первых веков христианства высоко ценила и ценит заслуги мучеников, их почитает, их ставит нам в пример героической любви к Богу и визнавання святой веры. Некоторые из них, которые особым образом отличились своим усердием и мужеством в исповедании святой веры и чудесами, которыми их Господь Бог прославил после смерти, имеют в церковном году свои торжественные праздники. К ним принадлежит святой Димитрий, которому святая Церковь дала титул великомученика и мироточця. Восточная Церковь празднует его память 8-го ноября 26 октября (по ст. стилем), а Западная Церковь — 8 октября.

Мученическая смерть и прослава святого Дмитрия

Святой Дмитрий (Димитрий) жил во второй половине третьего века в городе Солуни, по-гречески — Тессалоніке, где его отец был высоким царским гордостью. После смерти отца император Максимилиан сделал его проконсулом солунским. Святой Димитрий от детства был воспитан в христианской вере. Хотя занимал высокую должность, но свою веру явно признавал и апостол своей веры. За это император Максимилиан приказал бросить его в тюрьму. Будучи в заключении, святой Димитрий благословил святого Нестора на борьбу с царским непобедимым гладиатором Лієм. Святой Нестор выступил против Лия с крестом в руках, победил и убил его. Император, узнав, что Димитрий благословил Нестора на борьбу с Лієм, послал своих воинов, и они пронзили тело Димитрия копьями. Это было 306-го года. Память святого Нестора Восточная Церковь отмечает на следующий день после дня памяти святого Димитрия.
Геройскую веру святого Димитрия Господь Бог прославил не только различными чудесами после его смерти, но также нетлінністю тела и мироточивістю. Когда, через сто лет после его смерти, открыли гроб, то нашли его нетленное тело, а кости выдавали благоухающее миро, которое исцеляло больных.

Культ святого великомученика Димитрия

Дар чудес, нетленность тела и мироточивість становятся источником большого и широкого культа святого Димитрия не только в Греции, но и по всей Слов’янщині. К его гробу из года в год со всех сторон спешат сотни и тысячи паломников. Он помогает нам в каждой беде и нужде. Солдаты выбирают его за своего опекуна. В V веке над его гробом построен величественный храм. Как широко его культ охватил славянские земли, свидетельствует то, что только на Балканах есть более двухсот церквей, посвященных святому Дмитрієві.
Культ святого Димитрия приходит с христианской верой и на наши – украинские земли. О этот культ а. Андрей Трух (ОСВВ) в книге Жизни святых пишет: “В Руси-Украине святой мученик Димитрий утешался большим почитанием. Почин этому дала осада Царьграда нашим князем Олегом. Летописец Нестор вспоминает, что когда русские войска сломили греческую силу, то “убояшася греци и рекоша: ность се Олег, но святой Димитрий послан на ны от Бога”. А позднее, когда христианская вера распространилась между нашим народом, тогда князья, их войска и все верующие отдавали себя святому Дмитрієві в опеку” (Том IV, стр. 106).
Князь Изяслав Димитрий Ярославич основал в Киеве примерно в 1057 году монастырь в честь святого Димитрия. В 1197 году великий князь Всеволод Дмитрий Юрьевич († 1212) получил как дар из Фессалоники доску с гроба и рубашку святого Дмитрия. Доска выдавала миро, которое лечило больных. В честь святого Дмитрия этот князь построил на княжеском дворе в Владимире величественный храм, где составил упомянутые мощи. На наших родных землях было достаточно много церквей, посвященных святому Дмитрієві.
Праздник святого Димитрия принадлежит к числу средних праздников. С этим праздником связана упоминание о землетрясении, который был в Царьгороде 26 октября (8 ноября по новому стилю) 740 года. В богослужении в день святого Дмитрия святая Церковь напоминает нам его героическую веру и разные добродетели. Она славит его как мужественного воина Христова и исповедника, как чудотворца, что лечит недуги души и тела и помогает в каждой необходимости. “Мучениче страстотерпче, святой Дмитріє, — поем на стихирах вечерни, — ты чудесами светишь миру, как солнце. Поэтому празднуя твою память, мы все радуемся твоими чудесами… ” А в пятой песни канона утрени читаем: “Те, что с верой искренне прибегают к твоего храма, Дмитріє, скоро освобождаются от недугов и душевных страданий”.
Он ходатайствует за нас перед Богом: “Сегодня благоговейно празднуем праздник Дмитрия страстотерпца, потому что он неустанно молится Христу, чтобы всем дать мир и милость”, — говорит сідален на утрени. “Имеем тебя, — сказано в стихире на стиховні малой вечерни, — как дателя многих даров. Господний угодниче, ибо ты сповняєш просьбы, что их всегда должны”.

Святой Дмитрий Донской

Святой Димитрий не только чудотворец и заступник в небе, но и мироточець.

“Дмитріє, — читаем в первой песни канона утрени, — ты созданное источник ароматного и чистого мира, омой мое сердце от мерзости страстей, и практикованием добродетелей сделай меня запахом Христовым, ум мой ублагородни, чтобы воспевал твои божественные благодати”.Святой великомученик Димитрий — наш образец и заместитель

Главная цель празднования праздников святых мучеников — размышлять над их геройским исповедыванием святой веры, мы должны учиться от них свою веру любить, ее ценить и иметь мужество ее признать.Исповедывание веры это один из признаков хорошего и практикующего христианина. Такой христианин веры своей никогда не прячет, не стыдится ее, не противоречит ей, ею не торгует, ее не меняет, но признает ее словом, делом и целым своей жизнью. Такой веры от каждого из нас требует сам Иисус Христос, который говорит: “Каждый, следовательно, кто признает меня перед людьми, того и я признаю перед моим Отцом Небесным. Кто же меня отречется перед людьми, того и я  отречусь перед Отцом моим Небесным” (Мф. 10, 32-33).
Вся наша жизнь и каждый его акт должен быть проповедью нашей святой веры. “Исповедывание  веры, — говорит святой Иоанн Златоуст, — происходит не только устами, но и делами. И когда их нет, то мы подвергаем себя опасности, что будем наказаны с теми, которые свою веру возразили”.

В больших храмах, как правило, происходит 2 службы, утром в сам день праздника 8 ноября и накануне в 17-00 7 ноября.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *