Вынесение дерева честного животворящего Креста Господня.Свв. семи мучеников Маккавеев. Перенесення Чесного Хреста. Святих мучеників Макавейських.

Честный животворящий Крест Господень. Чесного Хреста.

Вынесение дерева честного животворящего Креста Господня

Свв. семи мучеников Маккавеев.

Праздник вынесение дерева Честного Животворящего Креста Господня был установлен в Константинополе из-за угрозы эпидемий, которые часто происходили там в августе. Основано оно было в 9 ст. и сначала считалось местным, но от 12-13 вв., со времен распространения Иерусалимского Устава, стало общецерковным. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 31 июля часть животворящего дерева Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, выносилось в храм св. Софии, где осуществлялось освящения. Затем в течение двух недель, начиная с 1 августа, святыню носили по городу, при этом служили литии, освя-слышали помещения и места собраний для предотвращения болезней. 14 августа животворящее дерево Креста возвращали к царскому дворцу.

Чесного Хреста

Обычай выносить честное древо Креста на дороги и улицы давно утвердился в Константинополе. Этот обычай в сочетании с другим обычаем освящать воду первого числа каждого месяца (за исключением января, когда освящение осуществляется 6 числа, и сентября, когда оно осуществляется 14 числа по юлианскому календарю) и стал основанием праздника в честь святого и животворящего Креста и торжественного освящения воды в источниках, которое проводится 1 августа (14 августа по н.с.). Название праздника происходит от греческого слова proeleusis (или proodoz), что означает торжественную церемонию, крестный ход.

Кондак на голос 4

Ты, вознесся на Хрестдобровильно,

новую общину Твоего имени щедротами даруй,

Христе Боже, успокой силою Твоею народ наш,

победу давая ему над противниками,

потому что у нас Креста, непобедимую Твою оружие мира.

Этот праздник относится к малым, но оно имеет один день предпразднства, хотя пислясвяття нет. Вместе со службой этого праздника Устав предписывает отправлять службу свв. мучеников. Маккавеи.

1 августа (14 августа по н.с.) установлено вынос Креста и поклонение ему. Накануне Крест сначала переносится на жертвенник, а затем с жертвенника на престол, или же он сразу переносится на престол.

Перенос Креста на жертвенник является простой (необрядовыми, без молитвословия) действием и, если она бывает, осуществляется до начала вечерние следующим образом: иерей кладет украшенный цветами честный крест на подносе на жертвенник.

Перенос же креста на престол должно осуществляться после вечерни, и это обрядовым действием, что сопровождается молитвословием и пением. Этот перенос следует осуществлять следующим образом: после отпущения повседневной вечерние священник дьяконом и псаломщиком облачаются во все священные, желательно багровые, одежды и со свечами подходят к жертвеннику. Затем кадят честный Крест, и диакон говорит: «Благослови, владыко». Священник отвечает: «Благословен Бог наш …», и псаломщик читает начальные молитвы от «Трисвятого». После чтения «Отче наш» и возгласа священника поется тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя», потом — «Слава … и ныне …» и кондак: «Ты, вознесшийся на Крест добровольно». Во время пения священник поднимает на голову честный Крест на подносе, несет и кладет его на престоле на место, где обычно лежит Евангелие, которое ставится на горнее место престола. Перед ним несут дьякон курение, а псаломщик свечу. Перед Крестом на всю ночь зажигается лампада.

На утренний перед пением великого славословия священник облачается во все священнические одежды. Во время пения великого славословия священник с диаконом трижды кадит престол и Крест на нем. При пении «Трисвятого» священник поднимает честный Крест на подносе на голову и выходит через северные двери. Перед ним несут дьякон курение, а псаломщик свечу. Став перед царскими вратами и вернувшись лицом к востоку, священник ждет окончания пения «Трисвятого» (при этом осуществляется перезвон). Затем священник произносит: «Премудрость. Прости!» Хор поет трижды тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя». Священник несет крест и кладет его на аналогий, стоит посреди храма напротив царских дверей, а затем кадит с четырех сторон трижды. После этого священник дьяконом трижды поют: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и каждый раз кланяются кресту. Хор трижды поет то же самое. После пения священник с диаконом кланяются трижды и целуют Крест, после чего кланяются еще один раз. По Уставу и миряне должны поклоняться таким образом. Хор поет стихиры Кресту, после которых произносятся обычные ектении

Честный Животворящий Крест Господень

утренней. Крест должен оставаться на аналогии течение двух дней.

Паремии: 1) Исх 15: 22-27, 16: 1. 2) Прит 3: 11-18. 3) Прит 9: 1-11.

Евангелие на утренний: Ив 12: 28-36 (42 зачало).

Апостол на литургии: Кресту — 1 Кор 1: 18-24 (125 зачало).

Мученикам — Евр 11: 33-40 (30 зачало).

Евангелие на литургии: Кресту — Ив 19: 6-11, 13-20, 25-28, 30-35. (60 зачало).

Мученикам — Мф 10: 32-36, 11: 1 (38 зачало).

В этот день совершается освящение воды.

Порядок чина малого освящения находится в Требнику. Оно осуществляется либо на утренней или после часа или после литургии. Если освящения осуществляется на утренний, то — после выноса Креста и пения тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя», но перед пением: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» и поклонением Кресту. Освящения совершается малое (конечно, в полном облачении) и начинается пением тропарей. После поклонения Кресту, во время его целование, верные окропляються святой водой. Если освящения осуществляется после часа или после литургии, то оно начинается, как всегда, то есть по благословению священника. После литургии может осуществляться освящения и на реках. Обычно священник окропляет в этот день святой водой помещения прихожан.
На освящения:
Апостол Евр 2: 11-18 (306 зачало).
Евангелие: Ин 5: 1-4 (14 зачало).

Свв. семи мучеников Маккавеев: Авим, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевон, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара

Они пострадали в 166 году до Р. Х. в Антиохии. Сирийский царь Антиох Четвертый Епифан (175-164 гг. До Р.Х.), под властью которого тогда находилась Иудея захотел обратить иудеев на эллинства Иерусалим превратить в греческий полис. Из 168 гг. До Р.Х. Антиох приказал прекратить богослужения в Храме. Иудеям было запрещено читать Священное Писание, соблюдать субботнего покоя, осуществлять обрезание мальчиков, то есть быть иудеями. Непокорных казнили. Затем нечестивый царь осквернил сам Иерусалимский Храм, приказав построить на его дворе жертвенник Зевсу. Иудейской реакцией на это было образование нового течения ветхозаветной Церкви, последователи которой назывались хасидами, то есть набожными.

Святые мученики Маккавейские

Особое выносливость в сносе пыток за верность Закону Моисея обнаружила семья Маккавеев. На глазах у св. Соломонии ее семи сыновьям одном за другим по приказу царя отсекали руки, ноги, вырезали языки, сдирали с них кожу и, наконец, жгли на раскаленных сковородах. Святые братья соревновались между собой в желании умереть за верность Закону, боясь только одного, чтобы палач не прекратил издевательств, чтобы кто-то из них не остался без мученического венца. Соломония терпела в своем материнском сердце сверхъестественные страдания. Но она жалела не об страдания сыновей, а мучилась сомнениями, что кто-то из них откажется от страданий. Она не столько волновалась о тех, которые уже отошли, сколько хотела, чтобы присоединились к ним те, что остались. Потому Соломония считала опасным для своих сыновей не мученическую смерть, а откладывание смерти. Ничто она не колебало и не лишало твердости: ни приготовленные деревянные дыбы, ни острота железных когтей, ни страшные мечи, ни кипящие котлы, ни горящий огонь, ни безжалостный палач, ни военная стража, ни отсечение членов, ни терзания тел, ни ожидания страданий … Всех своих детей она всячески вдохновляла к подвигу. Мужественно собирала  отрубленные члены одного сына, а на следующий отдавала мучителям, и третьего подбадривала на подвиг …

После мученической смерти своих сыновей, горячее молясь, упокоилась и праздники Соломония. Их девяностолетний наставник книжник Елеазар умер раньше них в Иерусалиме, отказавшись не только принести жертву идолам, но даже сделать вид, будто он попробовал мяса, запрещенного Законом Моисея.

Мощи святых братьев Маккавеев находятся сейчас в Риме. В службе воспеваются все эти святые мученики, но на имя называются только Соломония и Елеазар.

Кондак на голос 2

Премудрости Божьей семь столбов

и Божественного света светильник семисвичний,

Маккавеи Всемудрый, среди мучеников превеликие,

молитесь с ними Богу всех,

чтобы спаслись поклонники ваши.

Святых девяти мучеников Леонтия, Атия, Александра, Киндея, Минсифея, Кирияк, Минеона, Катуни и Евклея

Они пострадали за Диоклетияна (284-305 гг.) В Пергии Памфилийський. За разрушение жертвенника «богини» Артемиды и смелое исповедание веры во Христа все они были зарублены мечом.

В этот день вспоминается крещение Руси во времена св. вел. кн. Владимира Великого в 988 году Божьего.

С 1 августа (14 августа по н. С.) Начинается Успенский пост, который длится до 15 августа (28 августа по н. С.).

Церковь всегда рассматривала этот пост как давнюю постановление, сохранялась за неписаным передачей. Первые упоминания об Успенском посте есть с 9 века. Древнейшее упоминание о нем под названием осеннего поста, который надлежит соблюдать в седьмом месяце, у св. Льва Великого. Но в древней Церкви существовали разные мнения о продолжительности этого поста. Поводом к этому был праздник Преображения, поскольку в этот день некоторые позволяли себе употребление мяса, причем некоторые продолжал это на 4 и даже на 8 дней. Наконец, древнее предание относительно этого поста из-за сомнений относительно количества его дней было оформлено соборным определением в 1166 году во времена Константинопольского патриарха Луки Христоверга. С тех пор установился одинаковый порядок соблюдения этого поста в восточных церквях. В Киевской Церкви первое упоминание об Успенском посте есть со времен митрополита Максима (1283-1305 гг.)

Установлением Успенского поста Церковь, с одной стороны, направляет нас к духовному преображению, рассматривая пост как средство благодатного внутреннего озарения, а с другой — побуждает подражать Богоматерь, потому Она всю жизнь находилась в состоянии подвига поста и молитвы.

По строгости этот пост близок к Великому. Он несколько ослабляется по субботам и воскресеньям, а также в праздник Преображения. В течение всего этого поста, кроме дня Преображения, Уставом запрещается употребление рыбы. По субботам и воскресеньям разрешается потребление горячих блюд с маслом и вина; во вторник и четверг — горячих блюд без масла; в понедельник, среду и пятницу надлежит принимать только сухую пищу: хлеб, воду и сушеные овощи и фрукты.

Прооведь настоятеля  священника  Игоря

Сегодня мы отмечаем первый праздник, прославляющий нашего Спасителя, в церковном году. Конечно, церковный год начинается официально с 1 сентября (14 сентября по н.с.), но традиционно — после окончания периода Цветной Триоди, то есть богослужений, связанных с празднованием Пасхи. Итак, после Вознесения мы впервые всей Церковью торжественно чествуем память о событии, непосредственно касается Христа. Поэтому этот праздник в народе называют «первым Спасом». Хотя, безусловно, все церковные богослужения, все наши частные молитвы, набожные чтения и размышления имеют христоцентрично характер, потому что и сама Церковь названа Им же Телом Сына Божьего и Человеческого. И каждое воскресенье для нас большим христианским праздником Воскресения. Сегодня мы чтим честный Крест Христа. На нашем языке это звучит довольно странно: два совершенно разных понятия, Богочеловек Иисус виселица, на которой Он отдал Свою жизнь за спасение человечества, сказываются почти одинаково. Кстати, на греческом языке честный Крест называется stauroV (ставрос), а в нашем языке его назвали Крестом именно в память о том, что на нем страдал и умер Иисус Христос.

Святые мученики Маккавейские

Представители некоторых религиозных организаций, тоже считают себя христианскими, никак не могут понять, почему Церковь так трепетно ​​относится к Креста Господня? Меня неоднократно спрашивали: «Почему православные чествуют орудие пытки? Неужели вам не обидно, что Иисус был распят? Зачем же везде изображать и даже поклоняться этом ужасном предмету?» Мы веруем в Иисуса как в Сына Божия Единородного, единосущны с Отцом и Святым Духом. Будучи Богом, Он, без всякого сомнения, Всемогущий, а потому никто, ни звери, ни бесы, ни люди, ни ангелы, не могли ничего предать по собственной воле. Итак, что Он был распят только потому, что Сам того пожелал. Очевидно, это был оптимальный способ Жертвоприношение, ведь Господь все делает только в совершенстве. В этом животворному для нас Жертвоприношении Иисус Христос был одновременно и Архиереем и Жертвенным Непорочным Ягненком, а святым Жертвеннику Он выбрал именно честный Крест. Поэтому мы чтим Крест том, что он стал по воле Божьей святым жертвенником на котором была принесена самая драгоценная и важная Жертва Богу, которая имеет силу восстанавливать единство человека с его Творцом.

Но слово «крест» имеет еще и аллегорическое значение. Когда Иисус говорит, что Его недостойны те, кто не берет креста своего и следует за Ним, Он имеет в виду, конечно, не крест в буквальном смысле. Быть последователем Христа в этом мире трудно, потому что Он Сам предупреждал, что мир возненавидит христиан за Его имя, но другого пути спасения от смерти и уничтожению просто нет. Итак, чтобы не погибнуть, нужно научиться терпеливо, последовательно и настойчиво шествовать по дороге, ее определил для нас Господь, несмотря на сопутствующие обстоятельства, потому что только претерпев до конца спасется. Каждого христианина не обойдут на этом пути испытания, хотя не для всех они одинаковые, но для всех максимально ответственны. Бог Сам, как мы знаем, никого не соблазняет, но попускает, то есть позволяет делать это тем, которые сделают такую ​​работу лучше. Такими существами в этом мире бесы и люди, ими управляемые, именно с их помощью Господь испытывает будущих граждан Его вечного Царства. Понятно, что бесы и нечестивы люди не понимают, что происходит, им кажется, что они делают то, что хотят в пределах своих возможностей, но на самом деле всем управляет Всемогущий Бог, ибо только Ему принадлежит вся сила и власть. Поэтому никто из нас не должен жаловаться на непосильное бремя испытаний, помня, что Господь все держит под контролем и как Милосердный ни для кого не попустит испытаний, которые превышали бы его возможность вытерпеть. Именно этот посыльный, но тяжелый для каждого христианина бремя испытаний Христос и называет крестом, который надо брать и нести ради того, чтобы доказать свою верность Богу и готовность жить с Ним в Его Царстве.

Очень тяжелым был крест святых мучеников Маккавеев, память которых мы сегодня тоже чествуем, но они знали, что стоит перетерпеть временные муки, чтобы получить вечное блаженство. Это знание дала им искренняя и сознательная вера в Бога, в которой родил их книжник святой Елеазар. Только уверенность в невидимом дает человеку силы осуществить будущее, то есть уже в этом мире больше всего ставить единство с Богом, желание что с Ним, пренебречь дорогим и не будет ни на какие блага здесь и теперь, помня, что без любви божьей ничто не утешит человеческую душу. Братья Маккавеи со своей матерью Соломонией с честью пронесли свой крест этим миром. Дай, Боже, и нам не осрамиться, потому что наши испытания пока не идут ни в какое сравнение с их.

 Слово митрополита Игоря в день праздника перенесения честного Креста и памяти мучеников Маккавейских.

Сегодня наша святая Церковь вспоминает о семи братьев Маккавейских, мучеников, и их мужественную и верную Богу, мать, Соломонию. Когда вспоминаем о тех давних временах, необходимо сказать, что тогда в Иерусалиме воцарился сирийский царь Антиох Епифан. Сами Иудеи отступили от Бога, верили и поклонялись различным богам. Осквернили святыню в Иерусалиме, коварством и подкупом получали первосвященство (ср. 2Мак 4,7-8). Народ больше полюбил языческие обычаи, спортивные игрища, соревнования и спортзалы, как хранение Божьего закона. Очевидно, когда люди покинули веру в Бога, Господь оставил иудеев самих себе, они попали в руки врагам: «Пропало 80000 за те три дня: 40 000 было убитых и столько же продано в рабство» (2Мак 5,14). В книге Маккавеев описано о враждебной жестокость безжалостного царя Антиоха: «Царь послал начальника миссии Аполдония с войском числом 22000, приказав вистинаты всех взрослых, а женщин с детьми продать» (2Мак 5,24). Иудеи, отступая ввод Бога, продали себя в неслыханную плен. Кроме всего того: «Скоро царь выслал старца афинян, чтобы заставил иудеев оставить родительские законы и не жить по Божьим законам» (2Мак 6,1). Но не все покинули веру в истинного Бога, нашелся праведный книжник Елеазар, хоть пожилой возрасту, но благородная и мужественная человек. Его заставляли насильственным способом есть запрещенную свинину. Очевидно, он был готов умереть, как нарушить закон. Тогда коварные люди стали уговаривать старца, чтобы он принес себе мяса, которое можно есть, приготовив его и ел, делая вид, что ест запрещено жертвенное мясо. Тот честный законник не желал давать дурного примера, вводя людей в заблуждение, помня об ответственности перед Богом. Он сказал такие слова: «И даже если бы я и избежал теперь человеческой казни, то рук Вседержителя ни жив, ни мертв не избегну» (2Мак 6,26). Умер сразу от ударов, оставляя всем хороший пример жизни.

Случилось так, что был схвачен мать и ее семерых сыновей, Маккавеев, которых заставляли есть запрещено законом мясо. Их страшно били, пытали по очереди, сдирали кожу с головы, отрезали языки, пекли на разгоряченных огнем решетке … Все умерли таким мученический образ, поощрены своей мамой, чтобы быть верными Богу. Вот слова матери, которыми отзывалась к своему сыну: «Не бойся этого палача, а достоин своих братьев, прими смерть, чтобы я могла тебя в Божьем милосердии снова мать вместе с братьями» (2Мак 7,29). В конце умерла и мать.

Так умирают мученики, чтобы жить вечно с Господом Богом во втором жизни. Хотя их убили на теле, однако, не сломили духа. Это — победители любви к Богу и ближним, герои правды и добра. Подобные лица, мученики, не умирают. Святой Учитель Церкви говорит такие слова о мучениках: «Они пренебрегли жизни, — ты пренебрегай удовольствие. Они с телами были брошены в огонь, — ты положи деньги в руки бедных. Они победили горящие уголья, — ты погаси пламя похоти »(св. Ин. Золот.,« Похвала всем святым, пострадавшим в мире »п.2).

Молимся сегодня не только за собранных верных этой паломничества, но и тех, кто защищает нашу Родину от врагов, кто защищает своих родных, близких и знакомых. Помните тех, кто защищает свою землю от врага, кто боролись на Майдане в Киеве, молиться за наших героев, положивших свою жизнь из любви к ближним. Сам Иисус Христос сказал: «Никто не может любить больше, чем тогда, когда он за своих друзей своих» (Ин 15,13). Пусть Господь благословляет наш миролюбивый народ, дает ему победу, покой и мир. Пресвятая Богородице, и святой Архистратиже Михаиле, препятствуйте наш народ и страну от лукавых врагов!

Медовий Спас: що треба знати про це свято

Незамінні атрибути Першого Спаса – мед, мак та букети з трав
Незамінні атрибути Першого Спаса – мед, мак та букети з трав

Перший Спас називають ще Медовим або Маковеєм і відзначають його 14 серпня. З цього дня починається «Спасівка» – піст, який триває два тижні – до 28 серпня, християнського свята Успіння Пресвятої Богородиці. Про історію та традиції Маковея – читайте далі.

Як з’явилося свято?

В церковному календарі свято Маковея називається днем семи мучеників Маковеїв, їхньої матері Соломонії й учителя Єлеазара, які в 166 році до н. е. прийняли мученицьку смерть від сирійського царя Антіоха Епіфана за свою віру в Бога. У православній традиції Макавеїв уособлюють як символ непорушності в дотриманні християнських заповідей.

Вважається, що назва свята Маковей утворилася шляхом накладення імені Маккавея й співзвучної з ним рослини маку, який дозріває у цей час. Тому на Маковея у церквах святять мак, а також воду та запашні букети з трав.

Що збирають у букет?

Серед квітів у букеті обов’язково мають бути великі достиглі голівки маку. Такий букет називається «маковійчик» або «маковейка». До нього можна класти також чорнобривці, жоржини, айстри, гвоздики, барвінок, а також різні трави: васильки, м’яту, чебрець, любисток та інші.

Цікава традиція існує на Житомирщині (Поліссі) – там до маковійнового букета додають морквину, невеликі качани кукурудзи, а ще горох, квасолю, кріп.


Мак вважається символом свята

До речі, сам мак в українців має дещо сакральний статус. Раніше, ним обсипали господарку «від усього лихого». Навіть зараз дехто з міських жителів зберіг цю народну традицію ставлення до маку як до оберегу.

Після освячення букети несли додому й клали біля іконок. До самої весни «маковійчики» прийнято зберігати як оберіг. Дехто взимку мак використовує для куті на Різдво, а на Благовіщення раніше засушені квіти дівчата вплітали у волосся.

Що освячують ще?

Разом з тим, це свято називають Медовим Спасом, бо в цей час саме настає період збору меду з вуликів. Тож для тих, хто має свій мед, вважається обов’язковим його посвятити, щоб наступного року мати ще більший «врожай». Не пасічникам у корзинці для освячення можна принести придбаний мед.

Црім цього, на Медовий Спас також існує традиція освячувати воду, оскільки спочатку це свято мало тісний зв’язок з Хрещенням Русі. Адже згідно хронографіям, дехто вважає, що саме в цей день в 988 році князь Володимир хрестив Київську Русь. Тому в цей час люди здійснювали хресний хід на річки й самі умивалися у відкритих водоймах, щоб стати здоровішими. Нині й досі на Спаса освячують воду в церквах.

Також до Першого Спаса господині робили млинці з медом та пекли булки з маком. Вважалося, що перша ложка меду мала особливі властивості – в народі говорили, хто її з’їсть, той загадує бажання і воно обов’язково збудеться.

Народні прикмети

У народі існує чимало прикмет. У них можна вірити, сприймати як забобони або задля цікавості просто перевірити чи справджуються вони. Так склалися й прикмети на Медовий Спас. Пропонуємо деякі з них.

Якою буде погода на Медовий Спас – такою вона буде й 28 серпня.

Після Медового Спасу бджоли перестають носити мед.

Пройшов Спас – пішло літо від нас.

Якщо дощ на Маковія, пожеж буде мало.

На першу ложку освяченого меду потрібно згадати заповітне бажання, і воно збудеться.

До слова, Другий Спас святкуватимуть 19 серпня і зветься він Яблучний Спас, бо на освячення до церкви несуть яблука, а також інші фрукти та мед. Третій, Горіховий Спас, відзначається 29 серпня. Така назва тому, що за народним календарем цього дня заготовляють горіхи нового врожаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *