День Украинского казачества — отмечается ежегодно 14 октября в день святой Покровы Пречистой Богородицы

День Украинского казачества — праздник Украины. Отмечается ежегодно 14 октября в день святой Покровы Пречистой Богородицы. Презентация классного часа по казачеству.

День Украинского казачества. День захисника України.

История праздника

Праздник Покровы Пресвятой Богородицы был для казаков большим праздником, поскольку их церковь была посвящена Деве Марии. Когда они хотели избрать новых членов старшины, то собирались именно в этот день.

Покрова Пресвятой Богородицы

День украинского казачества отмечается в Украине согласно Указу Президента Украины от 07.08.1999 № 966/99 в день праздника Покрова Пречистой Богородицы 14 октября. Президент Украины, учитывая историческое значение и заслуги казачества в утверждении украинской государственности и его весомый вклад в современный процесс создания государства, определил эту дату своим указом.

В Украине нет более важной фактора, который бы был и центром, и перекрестком, и содержанием подавляющего большинства социальных процессов, и важнее компонента национальной и территориальной консолидации, чем казачество. Именно этот феномен способствовал выработке такого образа жизни украинского этноса, который помог ему выжить в условиях не только отсутствия собственного государства, но и во времена тотального уничтожения всего национального, самобытного. За последние три с половиной века украинский народ трижды поднимался на борьбу за установление государственной независимости.

Первый мощная вспышка возрождению собственной государственности пришелся на время Казачества. Вторая попытка создать государство за казацкими традициями демократизма и равенства делалась в период революционных борьбы 1917-1920 гг. Третья — уже в наше время. В конце 80-х гг. XX в. интерес к своему прошлому и генетическая память рядом с активизацией политической жизни в Украине повлекли возникновение казацких общественных образований: Казачьего землячества (1984), что в 1989 превратилось в Донецкий курень украинского казачества; спортивной школы казацкого искусства «Боевой гопак» во Львове (1985); Запорожского казацкого общества «Запорожская Сечь» (1990); «Казачьего общества Киевщины» (1990) и др. Летом 1990 состоялось празднование 500-летия со дня первого письменного упоминания об украинских казаках. Особым размахом отмечались торжественные мероприятия на о. Хортица в Запорожье и с. Капуловка на Сичеславщини. Это дало толчок к созданию целого ряда региональных организаций украинского казачества — Карпатская Сечь (Львовская область), Полесская Сечь (Житомирщина), Прикарпатская Сич (Ивано-Франковская область), Кальмиусская паланка (Донецкая область), Буковинская Сич (Чернивеччина), Херсонский кош, Волынская Сечь, Закарпатская Сечь и др. Их члены активно поддерживали демократические процессы и создание независимого Украинского государства. 14 октября 1991 на Всеукраинской учредительной казацкой раде было провозглашено создание единой всеукраинской общественной организации Украинское казачество, которая объединила все региональные казацкие структуры Украины и украинской диаспоры. По случаю 10-летия начала казацкого движения 16 сентября 2000 г. в Киеве состоялся Съезд казаков-основателей Украинского казачества. К 1995 процессы возрождения казачества в Украине наталкивались на определенное сопротивление отдельных государственных структур: провокациях во время проведения казацкой рады в Переяславе-Хмельницком (1992), задержание казацкой старшины во время чествования памяти П. Сагайдачного в Киево-Могилянской академии (1994 ), запрет захоронения с участием казаков Патриарха Владимира (Романюка) возле Свято-Софийского собора (1995) и др.

И все-таки в течение 1990-2014 гг. Украинские казаки сделали значительный вклад в дело реального воплощения национальной идеи в украинском обществе.

Покров Пресвятої Богородиці

15 ноября 2001 было принято положение «О Национальной программе возрождения и развития Украинского казачества на 2002-2005 годы». Целью Национальной программы является дальнейшее развитие и утверждение казачества как общественной силы, способной существенно влиять на процесс консолидации общества. Она предусматривает участие украинского казачества в военно-патриотическом воспитании молодежи; создании, возрождении, восстановлении и охране заповедных мест и объектов; проведение образовательных, культурно-просветительских мероприятий, научно-исследовательской, пропагандистской и издательской работы; организацию туризма, спортивных соревнований; осуществления хозяйственной, природоохранной и международной деятельности.

В Украине зарегистрировано около десятка всеукраинских общественных организаций украинского казачества и более пятисот областных, районных, городских и сельских казацких образований. Среди них: «Украинское казачество» (1991), «Союз казачьих организаций Украины» (1999), «Казачество Украины» (2001), «Объединенное казачество Украины» (2003) и др. В своих рядах они насчитывают почти 200 000 человек.

14 жовтня — День українського козацтва

С 1991 постоянно организуются конные походы «Казацкими путями», с 1992 г. зарубежные походы казацкой чайки «Святая Покрова» к берегам Франции и Англии, с 1996 г.. В Киеве ежегодно проводится фестиваль-турнир боевых искусств «Казацкая слава», с 1999г. в Запорожье проходит ежегодный фестиваль национальных видов единоборств, а в Днепропетровске — всеукраинский чемпионат казацкого морского многоборья. Периодически стартует регата памяти Сера по маршруту Киев-Запорожье-Босфор. В 2001 г.. Создано Всеукраинская федерация казацкого поединка и Международную федерацию боевого гопака.

Казаки разработали собственную тактику боя:
шум — казаки шли в бой в произвольном порядке;
лагерь — войско двигалось в походном строю;
самоокапывания — средство индивидуальной защиты

 

Народ мой есть! Народ мой всегда будет! 

Богородица защищает казаков


Никто не перечеркнет мой народ! ..
… Народ мой есть! В его воловьих жилах
Казацкая кровь пульсирует и гудит!
В. Симоненко

Козаччина — время невиданного подъема народного духа, эпоха  выдающихся государственных, военных, церковных и культурных деятелей — строительных национальной государственности, которые прославили Украину, сделали ее известной во всем мире.

Историки считают, что слово «казак» имеет тюркское происхождение и означает «свободный человек», а первое упоминание о казаках датируется +1492 годом.
Казачество возникло в трудное для украинского народа период, когда его государственность была потеряна, а земли захвачены иностранными государствами. Ячейкой казачества стало Запорожье, где многочисленные острова между рукавами Днепра давали казакам безопасность, защиту и возможность укрепиться. С XVI в. численность казаков постоянно росло.
В запорожское (низовое, сечевое) казачество принимали всех, независимо от происхождения и национальности. Основным условием была православная вера. Именно она была характерной чертой духовной жизни казачества. Поэтому Запорожскую Сечь называли «Христианской казацкой республикой».
Начиная с первых лет существования Запорожская Сечь почти непрерывно вела тяжелую вооруженную борьбу вместе со всей Украиной за веру и независимость своего народа. Сечи были присущи признаки республики: собственная территория, система выборных органов власти, правовые обычаи, войско.
Первый из достоверно известных казацких гетманов — князь, политический и военный деятель Дмитрий Вишневецкий (Байда), с которым Запорожская Сечь вышла на международную арену в качестве лидера борьбы восточного славянства против Крымского ханства и султанской Турции. Среди выдающихся казацких вождей — Самойло Кошка, Петр Конашевич-Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, Иван Сирко, Петр Дорошенко, Иван Мазепа, Филипп Орлик и др. Все они были выдающимися государственными и политическими деятелями, носителями идеи независимого, самостоятельного Украинского государства.
Занимая боевой пост между турками и татарами, с одной стороны, и поляками — с другой, казаки представляли собой живой бастион для всего украинского народа.
«Перед Богом нашим всевышним, перед святой Покровом, перед украинским народом и казацким обществом — именем моих матери и отца, святой землей нашей клянусь, что готов отдать все свои силы и жизни, защищая изначальную свободу народа нашего родного, дедовские вековые порядки и обычаи, независимую и соборную Украину »(из клятвы Украинский казака на верность Украине).

Козаки

Казаки поднялись в военном деле до уровня лучших европейских армий XVII-XVIII вв., И многие европейские правителей пытались привлечь казачество как серьезную силу на свою сторону или использовать его для достижения своих политических целей.
Народ относился к запорожцам с уважением и любовью, воспринимал их как символ мужества, чести, человеческого и национального достоинства.
Эпоха казачества создала многогранную, глубокую духовность, ставшей гордостью и украшением украинской культуры.
День украинского казачества отмечается ежегодно 14 октября в день праздника Покрова Пречистой Богородицы. Праздник установлен в Украине «… учитывая историческое значение и заслуги Украинского казачества в утверждении украинской государственности и существенный вклад в современный процесс создания государства …» согласно Указу Президента Украины «О Дне Украинского казачества» от 7 августа 1999 года № 966/99 .

 

14 октября, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в нашем государстве отмечается День украинского казачества.
Издавна Богородица является покровительницей украинского казачества и всех украинских вооруженных формирований. Запорожцы, в частности, имели на Сечи церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с иконой ее Покрова. Кроме того, на праздник Покрова в Украине происходила Большой совет, что выбирала гетмана, определяла, как казачеству жить дальше. Поэтому символично, что этот праздник установлен Указом Президента № 966/99 от 07.08.1999 г.. Приходится именно на эту дату.
В документе, подписанном Леонидом Кучмой говорится: «Учитывая историческое значение и заслуги украинского казачества в утверждении украинской государственности и существенный вклад в современный процесс государственного строительства, постановляю установить День украинского казачества». И действительно невозможно найти в прошлом Украины какое-то другое явление, что бы так глубоко и разнопланово повлияло на историческую судьбу всего украинского народа, как украинское казачество. Впервые термин «казак» встречаем в Начальной монгольской хронике (1 240). В переводе с тюркских языков он означает «одинокий», «склонен к завоеванию». В XIV в. этот срок помещено в словаре половецкого языка «Кодекс Куманикус» (1 303) и в приложении к греческому сборника житий святых «Синаксаря». Интересно, что слово «казак» употреблялось для обозначения полярных ролевых функций: «страж» и «разбойник».

Українські козаки

Историки считают, что украинское казачество возникло в 1480-х годах, но только в середине XVI века их число возросло настолько, что казацкое войско начало влиять на ход политических событий в Украине и Европе. Европейские монархи нанимали казаков для участия в военных операциях. С полувоенного промысла казачество превращалось в отдельное сословие тогдашнего украинского общества. Производились и усталювалися военная организация, административное устройство, законы и обычаи. В XVI веке украинское казачество образовало свой центр — Запорожскую Сечь, которая была столицей в значительной мере независимой военной республики. В XVII веке казачество запорожское, реестровое уже образовало ведущий слой украинского народа и составило основу украинского государства, появилась в 1648 году с началом Освободительной войны под руководством гетмана Украины Богдана Хмельницкого. Казацкий административно-военный уклад был распространен на значительную часть Украины. 3 казацкой старшины образовалась новая украинская аристократия. Новый уклад просуществовал на украинских землях до конца XVIII века, а военные казацкие формирования — до первой половины XIX века.
Проблема появления и формирования казацкого слоя до сих пор является дискуссионной. Первые попытки ее решения были сделаны еще в начале XVII в., Когда польские историки пытались вывести казацкий родословную с самоназвания, то есть со слова «казак». В частности, польско-литовский хронист М. Стрыйковский считал, что казаки произошли от древнего главаря «Козака», который удачно боролся с татарами. Со временем выкристаллизовалась ряд версий, объясняющих происхождение казачества:
1) «хазарская» — отождествляет казаков с давними народами степи «козарами», или хазарами;
2) «черно-Клобуцк» — видит в них потомков «черных клобуков» — тюркского племени, которое в древнерусские времена жило в пограничном со Степью Поросье;
3) «черкасская», — считает возникновения казачества одним из последствий процесса миграции в Поднепровье черкесов (Черкассы), которые к тому проживали в Тмутаракани;
4) «татарская» — выводит казацкий родословную из татарских поселений, возникших на Киевщине во времена Владимира Ольгердовича и Витовта, где путем слияния татарского элемента с местным населением образовалась качественно новый слой — казачество;

Украинские казаки

5) «автохтонный» — доказывает, что казачество как сообщество является прямым наследником, логическим продолжением вечевых общин Киевской Руси, которые за литовский период не исчезли, а лишь трансформировались, сохранив свой вечевой строй, в военно-служебные формирования, подчиненные большом литовскому князю;
6) «родницька» — освещает генетическую связь казачества со славянским степным населением периода Киевской Руси — «бродниками», которые жили в низовьях Дуная;
7) «уходницька» — связывает возникновение казачества с образованием на территории Приднепровья общин свободных вооруженных людей, которые прибывали сюда на промыслы за рыбой, бобрами, солью, дикими лошадьми и другой добычей;
8) «защитная», — объясняет появление казачества на южных рубежах необходимостью дать организованный отпор нарастающей татарской угрозе;
9) «социальная» — факт возникновения казачества объясняет как следствие усиление экономического, политического, национального и религиозного гнета, которое толкало крестьянство к массовым побегов на свободные земли и самоорганизацию в новых местах проживания.
Ни одна из этих теорий не может объяснить всю сложность возникновения и формирования казачества, поскольку каждая из них базируется на каком-то одном факторе с экономической, этнической, военной или социальной сфер. В то же время большинство из них содержит рациональные зерна, синтез которых дает возможность приблизиться к правильному ответу.
Но даже несмотря на тот факт, что до окончательной научной оценки казачества еще далеко, можно смело утверждать, что в Украине нет более важного фактора, который бы был и центром, и перекрестком, и содержанием подавляющего большинства социальных процессов, и более важного компонента национальной и территориальной консолидации, чем казачество. Именно этот феномен способствовал выработке такого образа жизни украинского этноса, который помог ему выжить в условиях не только отсутствия собственного государства, но и во времена тотального уничтожения.

О чудотворной иконе Божьей Матери казацких  и гетманских времен

Соединением между старо-украинским культом Пресвятой Богородицы и новее, казачества и гетманщины, тоже чудотворные иконы, которых мы знаем с XV-XVIII столетия вплоть несколько на всех украинских землях. Казаки не только продолжали традицию борьбы с похитителями на украинском Землю, но они продолжали великий культ Божией Матери. Иконы св. Покровы красовались на малиновых казацких флагах, под которыми они выступали в походы, под ними они умирали на полях сражений за Бога и Родину. Эту силу, отвагу и жертвенность жизни и крови черпал наш народ в боевих казацких рядах, посредством Пресвятой Богородицы, из неисчерпаемых кладовых небесных ласк.
Всех ласк милосердия, всех чудес Божией Матери, произошедших на нашей Земле, никто не в силах зчислиты; и не все они зарегистрированы. Тысячи из них растерялись в нашей тяжелой исторической путешествии, а другие тысячи остались тайной делом между Пречистой и теми, что Она им чудесно помогла, что захороняла их Своим омофором перед разнородных Божьими допустим …

1. Чудотворная икона Покрова Божьей Матери на Запорожской Сечи.

О большой набожность Запорожской Сечи Пресвятой Божьей Матери свидетельствуют исторические факты. Перед каждым походом или на суше или по Днепру или по

Чудотворная икона Покрова Божьей Матери на Запорожской Сечи.

бурных волнах Черного моря, казаки на коленях выслушивали молебен Пресвятой Богородицы. С их груди неслась мощная песня «Под Твою милость …», и тогда выступало Запорожское войско в военный поход. Но и каждый такой поход, был ли он счастливым или несчастным, а не кончился иначе, а только Молебном в честь Покрова Божией Матери. И то как только переступили ворота Запорожской Сечи, сейчас благодарили Пречистой за помощь и поручали ей души своих друзей, упавшие на поле боя «за христианскую веру, за украинскую землю».
И Казачество не только в опасности потери жизни шло к своей чудотворной иконы Богоматери, но и перед каждым важнее решением, то перед советом казацких старшин, или перед общей казацкой советом, они просили у Нее помощи. А свою силу, жертвенность жизни и крови, черпал наш народ посредством Покрова Пресвятой Божьей Матери. Эта безгранична любовь Матери Божьей в Запорожской Сечи, очень хорошо высказано словами песни, с которой привожу одну строку:
«Тебя в песнях прославляет веками
Наш весь народ, во время счастья, бед,
А славу Твою в песнях степями
Нос гетман Сечи в широкий мир ».
Икона Покрова Божией Матери в Сечевой церкви в Запорожье очень оригинальна: На облаках стоит Богородица с распростертыми свой омофор, а в судьбе Запорожцы с казацкими ИНСИГНИИ засылают к Ней свои молитвы. По правой стороне Пречистой св. Николай Евангелию, а по левой стороне св. Михаил с земской пулей. Более Пречистой надпись: «Избавлю и покрою люди моя …»

2. Иржавецкая Чудотворная икона Божией Матери.

Ее воспел Тарас Шевченко в замечательной поэме «Иржавец». Иржавец — село Прилуцкого уезда на Полтавщине. С Иржавце связаны известные события 1709 года, когда Запорожцы в борьбе против Москвы стали по стороне Мазепы. За то царь Петр I повелел разрушить Запорожскую Сечь, которая была над рекой Чертомлыком, т. Н. Старая Сечь. Запорожцы должны были отправиться под протекторат крымского хана, и пробыли под ним до 1734 Легенда говорит, что они забрали с собой чудотворную икону Божьей. На скитальщини, они поставили эту икону в одном шатре и там молились Ней. Вернувшись из скитальщины в Родную Землю, принесли с собой чудотворную икону Богоматери и поставили ее в церкви, в Иржавце. В этой иконе Богородица плакала, а народ думал, и так наш поэт Тарас Шевченко представил это в своей поэме, Богородица плакала над недолей Украины. Вот отрывок этой поэзии:

«Мучили бедных, Вернулись Запорожцы,
Плакали, — и с ними Принесли с собой
Заплакала Богоматерь В Гетманщину тот замечательный
Слезами святыми; Образ Пресвятой;
Заплакала Милосердный, Поставили в Иржавце
Как будто за Сыном, в каменный храм,
И Бог внял те слезы Там Она до сих пор плачет
И в Украине … Но за казаками … »

Домницкая чудотворная икона Божьей Матери

3. Домницкая чудотворная икона Божьей Матери.

Она находилась в Домницком монастыре, недалеко города марта, в Черниговщине. Она появилась на поляне, на берегу реки домницу. Гетман Иван Мазепа построил на том месте величественную церковь, заметно еще и тем, что она имела три престола и мужеского монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Как на нашей земле свирепствовала чума, обнесено эту икону в крестном ходе по городу, и чума мгновенно совсем вигасли.

4. Чудотворная икона Пречистой Девы Марии в Каплуновке.

Начав с года тысячу шестьсот восемьдесят девять, прославилась она большими чудесами. Во время шведско-московской

Чудотворная икона Пречистой Девы Марии в Каплуновке

войны, царь Петр I, вывез в 1709, чудотворную икону Божьей Матери с Каплуновки. Шведские солдаты зажгли церковь, но церковь не горела. Тогда, видя это, гетман Иван Мазепа сказал пропамятни слова: «И нет ее здесь, а церкви не дает сгореть! Что же будет тогда, когда с ней встретятся? .. »

5. Бахчисарайский или Мариюпильська икона Пречистой Девы Марии

которую даже Татары уважали и составляли щедрые жертвы на ее украшение.

6. Чудотворная «Межигорская икона Божией Матери».

Бахчисарайская или Мариюпильська икона Пречистой Девы Марии

Эта икона была в монастыре в Межигорье, над Днепром, которых двадцать километров от Киева. Запорожская Сечь считалась приход межигорского монастыря, потому что оттуда присылали иеромонахов к Сечевой церкви. Старые Запорожцы часто постригались на старости своих лет в монахи именно в этом Межигирскому монастыре. И там в той Манастырского церкви была эта замечательная икона Божьей Матери, которая происходила с XVII века.
Тарас Шевченко, в стихотворении «Невольник», искусно подражал кобзарскую думу, в которой представляет героя поэзии, как попал в плен и там закованный в тяжелых кандалах, летит мыслями к приходской церкви Запорожской Сечи и из глубины сердца обнаруживает свою жалобу и печаль:
«Ой, Спасе наш Межигорская,
Чудотворный Спасе,
И злейшему врагу
Не допусти упасть
В турецькую землю, в тяжкую неволю »
Вот так наш народ издревле почитает Пречистую Деву Марию как свою Мать, как Царицу украинского народа.
И это мы все должны знать, что нашим долгом против Пресвятой Богородицы является Ее почитать. Это должно быть само собой разумеющееся, потому что ей полагается наша уважение как нашей Владычицы. Уже то, что Она является матерью Сына Божия, говорит за тем, шо ей положено наше почитание.
И что же, были такие люди, но и теперь таких много, не хотят почитать Пресвятой Богоматери. Более того, они еще и гиршаться тем, что мы почитаем Пресвятую Богоматерь, потому что говорят, что мы должны отдать всю нашу честь только Богу. Однако они плохо делают и плохо говорят! .. Потому скажите сами: Можете представить себе Христово Рождество без Христа? .. Можно ли представить себе дело нашего искупления без Богородицы? .. Где только видим Христа, как Он проявляет людям свою любовь и доброту , там везде пред Ним видим и Его Пресвятую Матерь. Когда, следовательно, отдаем честь Христа, не забывайте Его Матери, прославляем Ее, из которой родился Христос. Поэтому плохо делают те, которые не хотят почитать Пресвятую Богородицу, увы, еще и видят в том-то злого, когда другие отдают Матери Божией должное уважение.
Сегодня весь мир прославляет Пресвятую Богоматерь. А мы, Украинцы, имеем собой традицию особенным почитание Божией Матери. Всю свою надежду на лучшее будущее нашего народа составляет в руки Божией Матери, как об этом глубокая вера подиктувала нашем гению Шевченко в этих его бессмертных стихах:
,, Все упование мое
Тебя мой пресветлый рай,
На милосердия Твое
Все упование мое
Тебя, Матерь, возлагая ».
Не менее искренне за Шевченко, молится Матери Божьей и Иван Франко в своей поэме «Рука Ивана Дамаскина». Иоанн Дамаскин — это символ нашего народа, это символ всех людей искалеченных человеческими несовершенствами, человеческими наклонностями к греху. Поэт посылает всех перед икону Богоматери, к источнику лучшего лечения. Иоанн Дамаскин с отрезанной рукой, это символ каждого духового или физического увечья человека, во имя которых поэт покорюеться:
,, Мария, небесно лелеет! Это я,
Что этой рукой своей
В честь Твою столько лестных песен
Описал, вот повинуюсь Тебе!
Но вдруг засияла часовня вся
Мария с иконы вступает ».
И руку отрубленную Мария взяла
К ране ее приложила
И вдруг здоровиська рука и была … »
А сколько же каждому из нас Пречистая Богородица выпросила разнородных ласк. И опека, Покров Пречистой и сейчас не перестает действовать так, Она хорошо знает, что сегодня больше надо нам Ее, как колибудь в другом времени. Поэтому прибегают к Божией Матери, очень чаще! Ей поручают нашу судьбу, и умоляем — возьми нас под свою милость.

Воспитательное мероприятие «День украинского казачества».

Классный час на тему украинского казачества. Презентация классного часа по казачеству.

Воспитательное мероприятие

Тема: Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. День украинского казачества
Цель: познакомить учащихся с особенностями и историей возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы, приобщать детей к ценностям, традициям и верованиям украинского народа;
развивать навыки самосовершенствования тела и духа на примерах эпохи Запорожской Сечи, познакомить учащихся с национальными видами упражнений, песнями, блюдами; воспитывать уважение к историческому наследию нашего народа.
Оборудование: костюмы, тарелки с кашей, мячи, декорации.

Ход праздника

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя: Сегодня светлый и радостный праздник — Покрова Пресвятой Богородицы. Со времен крещения Киевской Руси и до наших дней этот праздник духовно объединяло наш народ, питало его верой в всегдашнее покровительство Божией Матери за человеческой род, за мир и добро на нашей земле.
Ведущая 1: Добрый день, друзья искренние,
Пусть живется вам в мире,
Не проходите наш дом,
Потому что у нас сегодня праздник.
Ведущая 2: Сегодня думаю, как раз будет вовремя,
Чтобы был у вас действительно прекрасное настроение.
Справившись с делом, разве нам не стоит
Познакомьтесь с силой, песней, шуткой.
Ведущая 3: Наше путешествие — в историю давнюю и близкую, хотелось бы совместить рассказ о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, о славной Запорожской Сечи, о казаках с теми песнями и думами, которые составлял народ своих героев.

II. История праздника

Классный час «У истоков казачества»

Учитель: 14 октября — праздник Покрова Пресвятой Богородицы или, как говорят в народе, Святого Покрова. «Покрова накрывает траву листьями, землю снегом, воду — льдом, а девушек — брачным венцом». В украинских селах и до сих пор придерживаются древней народной традиции играть свадьбу после Покрова. От Покрова и до начала Филипповки — пора массовых браков в Украине.
Праздник Покрова занимает почетное место среди почтенных праздников на Украине. Что интересно — почитается оно одновременно и христианами, и родноверами Украины, только смысл праздника, даже при одинаковом названия, совершенно разный.
Этот праздник знаменует засыпания природы и укрывания Земли на зиму. Действительно, в октябре первые деревья теряют листья, все плоды уже созрели: «Пришла Покрова — на дереве голо». Это также праздник воинской чести и доблести, на котором защитники Матери-Земли показывают свою ловкость.
Необычная популярность и величие праздника Покрова объясняется очень просто, хотя этого упорно не желают признавать и замечать представители христианства. Корни возникновения праздника уходят в седую многотысячелетней давности и связанные с космическим состоянием природы и, соответственно, особым этапом в жизни человека.
Какие же это особенности?
Общеизвестной признаком Покрова является то, что она покрывает Землю или листьями, или снегом. До Покрова завершался период сватовства и приготовления к свадьбам. К началу октября заканчиваются все важнейшие сельские работы на Земле (в том числе сев озимых) — завершен земледельческий цикл работ, собранный урожай и более или менее свободное время дают возможность для проведения свадеб. Это самая благодатная пора для свадебных гуляний, начала вечеринок. Отсюда берут начало свадебные осенние недели. Этот праздник — покровитель свадеб, начало сезона на сватовство и свадьба. Это уже потом под влиянием христианства оно оформилось в том, что девушки, которые хотели жениться именно в этом году, имели побывать на празднике Покрова в церкви и помолиться: «Святая Покровушка, покрой мне головушку», «Мать-Покровушка, покрой Мать сыра Землю и меня молодую «,» Святая мать, Покровонько, накрой мою головушку, хоть тряпкой, чтобы не остаться в девках «.

Ученик 1: Существовала даже примета: если на Покров снег — будет много свадеб.
Ученик 2: У многих народов, в том числе и у славян, покрывало (фата) считалось очень важным свадебной украшением, вообще служило признаком замужества.
Ученик 3: По описаниям арабского писателя XII в. свидетельствуется, что если кому-то нравилась девушка, то он набросал ей на голову покрывало и она должна была стать его женой (точнее, видимо, это было предложение к браку). Да и сейчас мы знаем, что свадебная фата еще широко представлена ​​в свадебном обряде.
Ученик 4: В Карпатской Украине к Покрову окончательно возвращались все пастушьи стада с полонин и завершали последнюю путешествие чумаки. Поэтому и говорили: «Пришла Покрова — сиди, чумак, дома».
Ученик 5: Для того, чтобы все члены семьи были здоровыми, на Покров старшая хозяйка брала вышитого рушника, который стоял над иконой Богородицы, и развешивала его над входной дверью. Под ним стояли, как шли в церковь, i говаривали:

Ученик 6: Пресвятая Покрiвонько,
Перед твоим кривалом
Головы склоняем.
Просим, ​​Покрiвонько,
От бедствия укрыть,
Здоровьичко наше
Опять нам обновить.

Учитель: На Покров мастера сходились и покрывали крышу вдовы или сироте «бы счастья их судьбу от несчастья накрыло …», что свидетельствует о существовании древнего благородного обычая помогать членам Рода, которые нуждаются в этом.
На Покров в течение всего дня наблюдали за погодой: если с юга дул низовой ветер, зима будет теплой, если дул ветер с севера — холодной, с запада — снежной. Когда в течение дня ветер меняет направление, то и зима будет неустойчивой. Если на Покров листья с вишен не опала, зима будет теплой, и если снег не выпал, то его не будет и в ноябре.
Праздник Покрова был введен в христианство в X веке и имеет под собой то легенду, то ли событие, которое произошло в Константинополе (Константинополе). Город был окружен чужаками (по разным источникам — это могли быть как древние русы (скиты) во главе с князем Аскольдом, так и агаряне (магометане — арабы или турки), и Богородица якобы покрыла своим омофором горожан, которые молились на всенощной службе в Влахерськой церкви.
Это увидел святой Андрей: под церковным сводом появилась Пресвятая Богородица в окружении ангелов, пророков i апостолов и накрыла своим омофором православных христиан. Это было возвестят победы. Так и случилось: вскоре поступили воины-защитники и освободили население от нападавших.
То есть христианский праздник Покрова святой Богородицы введенное в Византии в память о чудесном освобождения Константинополя от нападающих. Причем по церковному календарю это обычное себе небольшое святцы, посвященное практически незначительной события.
Византийский патриарх провозгласил «Праздник Похвалы Богородицы», которая «помогла византийцам затопить скитов в Босфоре». В пятую субботу Великого поста (а это, как известно, весной) греки хвалят «Покров» за такое «покровительство».

Как видим, приведенные источники, а они не единственные, свидетельствуют довольно туманно, неоднозначное, малозначимое и сравнительно недавнее происхождение праздника. Одновременно видим достаточно узкую «специализацию» христианского праздника — спасение от врага.

14 октября ежегодно отмечается День украинского казачества (согласно Указу Президента Украины от 7 августа 1999г.). Казачеству принадлежит особое место в истории Украины и в исторической памяти украинского народа. День Покрова, 14 октября, отмечается во всех казачьих общинах мира очень торжественно, с молебнами о живых, с панихидами о тех кто отошел в мир иной, с торжественными общим собранием казаков.
Ученик 7: Такая историческая традиция приурочивается к чуду поражения турок под Азовом в 1641 году. Гарнизон Азова в то время насчитывал 6 тыс. Донских и запорожских казаков, а
турецко-татарское войско — 227 тыс. человек.
Ученик 8: Штурм Азова начался 6 июня 1641, но потеряв около 100 тыс. Человек, враг отступил. В решающий момент долгой героической обороны казацком гарнизона появилось небесное видение «девы чудесной в багряной ризе», которое вдохновило казаков на новый подвиг, и к 1 октября 1641 исполнилось действительно чудо: город освободился от осады.
Ученик 9: Очевидно, этот сюжет и послужил тому, что для казаков праздник Покрова был самым большим и наиболее значимым праздником. В этот день у казаков происходили выборы нового атамана. Казаки верили, что святая Покрова охраняет их, а Пресвятую Богородицу считали своей заступницей и покровительницей. На Запорожье в казаков была церковь святой Покровы.
Учитель: Казаки настолько верили в силу Покровы Пресвятой Богородицы и настолько искренне и торжественно отмечали праздник Покрова, что на протяжении веков в Украине он приобрел еще и казацкого содержания и получило второе название — Казацкая Покрова.

III. Выступление приглашенного гостя

Представитель союза украинского казачества в г.. Каменец-Подольском, историк Мороз Олег, приглашается в класс.
Козак: Добрый день, вам! Дети, сегодня я расскажу вам о славных защитников украинских земель. О запорожских казаков. В летописи украинских земель является славный период казачества, который продолжался почти 300 лет (с 1550 по 1828). Казачество стало организованной военной силой, которая защищала наши земли от нападений турок и татар, а также от польских и московских колонизаторов. Казаки были смелыми, дисциплинированными, выносливыми, гордыми и свободными людьми.
Считают, что слово казак происходит от слова «коза». Казаки были ловкие, как козы, одевались в козьи кожухи. Возможно, слово «кайзак», что означает «свободный человек». В запорожских казаков было 265 островов. Самый большой остров назывался Сечь. Там казаки жили постоянно, учились военному делу, готовились к военным походам.
Посередине Сечи стояла церковь Святой Покровы снаружи очень скромная, а внутри они исполнены золота и серебра. Часть своей добычи назначали на церковь и покупали ежегодно новые иконы. Сечью командовал кошевой, его все называли отцом. К военной старшины принадлежали еще военный судья и писарь.
Казаки имели свои обычаи. Кто хотел стать казаком, должен заранее служить 3 года у старшего казака. Когда учился от того казака орудовать оружием и приобретал ловкости в битвах, становился настоящим казаком и получал оружие: ружье, копье, луки и стрелы.

Казаки одевались просто: в грубую рубашку в длинный плащ без рукавов. За широким поясом носили пистолеты и трубки, через плечо носили сумку с продуктами, а по пояс на ремешок привязывали еще и пороховницу с порохом. Председателя брили … Да еще и такую ​​моду было: волосы носили, и такую, что на ухо наматывали.
Ведущий 1: Я знаю, что ребята подготовили заповеди запорожских казаков. Расскажите их.
Ребята по очереди рассказывают заповеди.
1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2. По тебе судят обо всем казачество и народ твой.
3. Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии»
4. Любой трудолюбивый, а не бездельничают.
5. Служи верно своему народу, а не вождям.
6. Соблюдай слова. Слово казака важна.
7. Уважай старших, уважай старость.
8. Держись веры предков, живи по обычаям своего народа.
9. Погибни, а товарища выручай.
10. Береги свою семью. Служи ей примером

Козак: Казацкому группы Вы, видится, рады.
Скажите, готовы ли Вы жить по правде?
Дети: Готовы, да. И жить честно будем,
И заповедей мы казацких не забудем.
Звучит песня «Козацькому роду нема переводу»

IV. Конкурсы и соревнования

Учитель: Что же, вижу, Вы готовы к соревнованию, поэтому начинаем наши забавы.
1 конкурс «Казацкая эстафета»
На первом этапе первый казак должен добежать до стула, обежать вокруг него и, надев на себя первый элемент украинской одежды (а их на кресле лежит 7: шаровары, вышитая рубашка, кромка, жупан, шапка, двое сапог), вернуться в свой курень и помочь надеть этот элемент на другой. На втором этапе второй участник делает то же, что и первый, надев на себя второй элемент украинской одежды, возвращается к шалашу и передает свою одежду третьему участнику. Соревнования проводятся до тех пор, пока последний участник шалаша не будет полностью одетый.
2 конкурс «скачу на коне»
Участникам нужно проскакать на «коне» (с мячом, зажатым между ногами) дистанцию, вернуться в шалаш и передать «коня» следующему казаку.
Ведущий 2: А какая главная казацкая блюдо? (Вопрос к ученикам.) Правильно, кулеш. Казакам надо иметь большую силу, а чтобы иметь силу — нужно много есть. Сейчас мы проверим, кто быстрее съест всю кашу.
3 конкурс «Съешь кашу»
Ассистенты выносят трех тарелки с кашей. Представители команд по сигналу начинают есть кашу. Кто справится быстрее, тот и победил.
4 конкурс «Казацкое слово»
Команды отвечают на вопросы.
1) Деревянная палка с пулей в горе, которая может быть оснащена ценным металлом и камнями; признак власти (булава).
2) Первый Помощник кошевого, переводчик (писарь):
3) Верхняя одежда казаков (жупан).
4) Разновидность тканей (китайка).
5) Пряди волос на голове у казака (сельдь).
6) Помещение, где жили казаки, военная единица (шалаш).

V. Подведение итогов

Учитель: После сегодняшних наших соревнований у нас остается светлая память о
славные подвиги наших предков-запорожцев. Итак, помните, дорогие дети,
что вы потомки славных украинских казаков.
Ведущий 1: Но вы любите Украину, уважайте ее народ. Пусть каждый из вас своими добрыми делами и поступками докажет …
Два ведущих вместе … что казацкому роду нет переводу!
Ведущий 2: Вот и закончилось праздник,

Хотелось бы вам всем пожелать
Добра и согласия, и красоты,
Чтобы для Украины вы росли.
Ведущий 3: Удачи всегда и во всем,
Не подвергайте сердце взлома.
Пусть Бог нам всем помогает
И родной край хранит!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *