Праздник Воздвижения Честного Креста. Свято воздвиження Животворящого Хреста.Воздвижение Креста Господня.

Праздник Воздвижения Честного Креста. Свято  Воздвиження Животворящого Хреста.

Воздвижение Креста Господня

«Величаем Тя, Живодавче Христе,
и почитаем крест Твой Честный,
которым Ты спас нас от рабства вражеской «
(Величание на утрени праздника).

«Почитание святого Господнего креста, — говорит слуга Божий митрополит Андрей Шептицкий в своем послании о святой крест, — это одна из важнейших страниц почитание Бога Мужчину … Знак святого креста, деланный на себе, это один из старейших обычаев христиан».

Святой крест это вечно живой символ бесконечной любви Божией к нам, грешным, символ Христовой жертвы, символ нашего искупления и спасения, символ Христовой победы над смертью и дьяволом. Отдавая честь святому кресту, мы отдаем честь Христовой жертве, мучениям и смерти. Кладя на себе знак святого креста, мы каждый раз признаем свою веру в нашего Спасителя.

Восточная Церковь так высоко почитает святой крест, установила в его честь даже несколько праздников в году. Наибольший праздник в честь святого Господнего креста — это праздник Всемирного Воздвижения Честного и Живоносного Креста. Поэтому посмотрим на историю его установки и на различные обряды воздвижения.

Воздвижения Честного Креста

История установки  праздника

Праздник Воздвижения Честного Креста относится к очень давним праздников, но, как история обнаружения святого Господнего Креста, так и история установления праздника покрыты дымкой различных легенд и здесь нелегко отличить историческую действительность от обычной легенды.

Надо заметить, что в праздновании этого праздника не идет об обычном почитание-поклонения святому крестовые, которое бывает в Крестопоклонную неделю. Здесь речь идет о содержании праздника и о чем говорит само название праздника; Воздвижение, что значит ПОДЪЕМ, то есть отдельный торжественный обряд почитания и прославления святого креста.

Историки Восточной Церкви в целом соглашаются, что прежде всего два события способствовали установлению этого праздника: нахождение святого Господнего креста в IV в. и его возвращения из персидской неволе в VII веке.

Установлению праздника Воздвижения предшествовало обнаружение святого крестного дерева, на котором умер Иисус Христос. Христианская традиция передала нам несколько разных легенд о обретения святого креста, из которых аж три приписывают это святой Елене († к. 330), матери императора Константина Великого. Обнаружение святого креста быть в 326 году.

Историки, вспоминают об обнаружении святого креста, ничего не говорят о его первое воздвижения сразу после обретения, повествующий нам набожная традиция. Греческая Церковь отмечает память обретения святого креста 6 марта. Этот церковный праздник в Прологе называется: «Обнаружение Честного Креста, его нашла блаженная Елена». Латинская Церковь праздновала это событие 3 мая, но при реформе праздников за папы Иоанна XXIII в 1960 году этот праздник вычеркнут из церковного календаря.

Начало празднике Воздвижения дало посвящения храма Господня Воскресения, который построил святой Константин Великий на Голгофе в Иерусалиме. Это посвящение состоялось очень торжественно за иерусалимского епископа Макария 13 сентября 335 года. На следующий день после посвящения храма было торжественное воздвижение найденного святого крестного дерева. Во время воздвижения народ много раз просил: «Господи помилуй». С тех пор Восточная Церковь ежегодно празднует память освящения храма Господня Воскресения 13 сентября, а праздник Воздвижения Честного Креста 14 сентября.

Второе важное событие, сделавшее общим праздник Воздвижения на Востоке и на Западе, это возвращение святого Господнего креста с персидской неволе. Персидский царь Хозрой в 614 году получил Иерусалим и забрал Господень крест в свою столицу в Ктесифон. Через четырнадцать лет император Ираклий (610-641) после победы над персами отыскал святой крест и принес его в Иерусалим, где 14 сентября состоялось второе торжественное воздвижение-подъем святого креста. Теперь праздник называется «Всемерное — это всемирное — Воздвижение Честного и Живоносного Креста». Поскольку праздник Воздвижения напоминал о Христово распятие и смерть и приравнивался к Великой пятницы, то от древнейших времен святая Церковь предписывала в этот день придерживаться строгого поста.

Воздвижения относится к 12 больших праздников нашей Церкви и имеет один день пред-и 7 дней постпразденства. Суббота и воскресенье перед и после Воздвижения называются субботы и воскресенья перед и после Воздвижения, потому что в эти дни Апостол и Евангелие говорят о святой крест.

Кроме праздника Воздвижения, наша Церковь отдает честь святому кресту еще в Крестопоклонную неделю. В этот день, как и на Воздвижение, на утрени происходит вынос святого креста и поклонения ему, но без обряда воздвижения — подъем, есть только на праздник Воздвижения.

7 мая Восточная Церковь чтит память «Явление знамения Честного креста на небе в Иерусалиме». Святым Кирилла Иерусалимского 351 года во времени Пятидесятницы на небе появился святой крест, достигавший от Голгофы до Елеонской горы.

Воздвижения Честного Креста

Воздвижение Честного Креста

В нашем церковном календаре есть еще 1 августа «Происхождение Древ Честнаго креста», что значит вынесения, поход или процессия с частицей крестного дерева, которую в этот день процессией переносили из царской палаты в Царьграде в храм святой Софии. Здесь было отдельное поклонение святому кресту, подобно как в Крестопоклонную неделю. Начиная от 1 августа через две недели каждый день святое крестное дерево носили по городу, чтобы его освятить и отвлечь всякие болезни. Этот праздник установлен в Константинополе в IX в. в результате различных недугов и эпидемий, которые обычно появлялись в августе.

Воздвижения Честного Креста

Обряды воздвижения Святого Креста

Отличительная черта праздника Воздвижения — это торжественное отдание публичного чести святому кресту через отдельный обряд подъема при утрени праздника. На протяжении веков в Восточной Церкви вытворились различные обряды воздвижения святого креста. Здесь вспомним некоторые из них и их важные моменты.

1. Обряд святого Афанасия на Атос

Он записан в Апостоле той Лавры с Х-ХI вв. Этот обряд очень простенький. Патриарх, стоя на амвоне, — в то время амвоны еще стояли посреди церкви — преподносит святой крест при пении народа «Господи помилуй». После того читают пять тропарей: «Спаси, Господи, люди Твоя», «Животворящий крест твоея благости» — тропарь передпразденства, «Токмо водрузися древо креста твоего» и «Днесь пророческое исполняеться» — оба тропари со стихословии утрени праздника и «Вознесийся на крест «.

2. Обряд горы Синай

Он находится в Синайском канонарь с X в. и происходил так: сначала поют пять тропарей, затем на амвон выходит архиепископ, берет святой крест, возвращается на восток, делает им трижды крестное знамя и молча книге первого подъема — от груди очень медленно подносит святой крест аж над свою голову. В то время, как он преподносит святой крест, народ поет 50 раз «Господи помилуй», и столько же «Господи помилуй», когда опускает святой крест вниз. Так же происходит второй подъем на юг, третий на запад и четвертое на север. При каждом подъеме народ поет сто раз «Господи помилуй». После последнего воздвижения наступает поклонение святому кресту при пении кондака праздника «Вознесийся на крест».

3. Константинопольский обряд

Его подает константинопольский типикон Евергетицького монастыря по рукописи с XII века. Этот обряд подобен синайского с той разницей, что перед Воздвижением поется только тропарь «Спаси, Господи». Патриарх преподносит святой крест не четыре, а пять раз, то есть на все стороны света и пятый раз снова на восток. При каждом Воздвижении сто раз поют «Господи помилуй».

4. Обряд воздвижения на Руси

Воздвижение Честного Креста

В памятниках нашей Церкви этот обряд уже упоминается в XIII в. В давние времена воздвижения святого креста происходило только в епископских кафедрах и больших соборах, где был епископ и многие священники. Патриарший Собор 1276 позволил осуществлять воздвижения во всех церквях. Митрополит Киприан (1381-1382 и 1390-1406) в своем «Поучении русскому духовенству» пишет: «А по воздвижения Честного креста, то в каждой церкви по всей земле, где живут христиане, крест воздвигають, хотя бы был один священник, на славу честного и животворящего креста «.

Описание обряда воздвижения наши достопримечательности подают с XV и XVI вв. Вынос святого креста во времени большого славословие на утрене и прошения тройной ектении во времени воздвижения, — происходят, как и сегодня. Было пять воздвижень со всех сторон тетраподу, а последнее воздвижения еще раз на восток. Во время каждого воздвижения народ пел сто раз «Господи помилуй». Обряд заканчивался поклонением и целованием святого креста при пении кондака «Вознесийся на крест» и трехкратном «Крест Твоему».

Типик о. И. Дольницкого подает обряд воздвижения согласно традиции нашей Церкви с той только разницей, что в Галиции при каждом подъеме святого креста пели не сто, а 24 раза «Господи помилуй».

Богослужение праздника Воздвижения Честного Креста — это величественный гимн в честь святого креста. Здесь святой крест непрестанно превозносится и славится как знамя победы, силы и спасения. «Радуйся, життеносний Крест, — говорит стихира на стиховне вечерни праздника, — благочестие непобидна победа, ворота райская, верных крепосте, Церкви сохранишь!

Ты уничтожил и изуродовал бренности, смирил силу смерти и преподнес нам с земли к небу. Ты оружие непреодолимая, бесов покоритель, слава мучеников, настоящее украшение святых, пристанище спасения, дай миру великую милость «.

Праздник Воздвижения с помощью святого креста вспоминает о нашей обязанности святой крест почитать, любить и признавать. «Не стидаймося Христова креста, — говорит святой Кирилл Иерусалимский в своей 4 катехизису, — хоть кто-то его покрывал, но ты явно клади его на своем лбу, чтобы демоны, видя царский знак, дрожали и далеко бежали. Делай это знак, когда ты ешь и пьешь, когда сидишь, лежишь, встаешь или ходишь, словом, при каждой возможности «. А святой Иоанн Златоуст в проповеди о кладбище и крест говорит: «Крест — трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос проколол змея. Крест — воля Отца, слава Единородного, радость Духа, украшение ангелов, укрепления Церкви, похвала Павла , твердыня святых, свет всей вселенной «.

Символ перемоги і торжества.

Воздвиження Животворящого Хреста

Святий Хрест, благоговійно вшановують св. Церквою, особливо багато говорить нашому серцю — ми в ньому бачимо не лише нагадування про давно минулому, але і вказівка ​​для особистого життя кожного з нас. Хто не бажає загрузнути в каламутній твані низьких пристрастей, кого розум тягне на інший, вищий шлях життя, хто не може ставитися до справи спокути й освячення людства як холодний сторонній глядач, лише «покивав головою своєю» перед голгофською картиною, хто хоче йти в слід Христові, той «хай зречеться самого себе і візьме хрест свій і послідує Йому».

27 вересня св. Церква святкує Воздвиження чесного животворящого Хреста Господня. Цей дуже стародавнє свято і звичай, по-особливому

Воздвиження Чесного Хреста

відзначати суботу і неділю перед Воздвиженням, пов’язані з двома великими подіями в історії християнської Церкви.

За часів гонінь на Церкву римські імператори-язичники намагалися повністю знищити в людстві спогади про священні місця, де пострада за людей і воскрес Господь наш Ісус Христос. Імператор Адріан (117-138) наказав засипати землею Голгофу і Гріб Господній, і на штучному пагорбі поставити капище язичницької богині Венери і статую Юпітера. На це місце збиралися язичники і здійснювали ідольські жертвопринесення.

Однак через 300 років Промислом Божим великі християнські святині — Труна Господня і Животворящий Хрест були знову знайдені християнами і відкриті для поклоніння. Це сталося при рівноапостольному імператорі Костянтині Великому (пам’ять 21 травня), першому з римських імператорів, припинив гоніння на християн. Святий рівноапостольний Костянтин Великий (306-337) після перемоги в 312 році над Максентієм, правителем Західної частини Римської імперії, і над Лікінієм, правителем Східної її частини, в 323 році зробився єдинодержавним правителем величезної Римської імперії. У 313 році він видав так званий Міланський едикт, за яким була узаконена християнська релігія і гоніння на християн в Західній половині імперії припинилися.

Рівноапостольний імператор Костянтин, сприянням Божим отримав у трьох війнах перемогу над ворогами, бачив на небі Боже знаменіе- Хрест з написом «Цим переможеш». Гаряче бажаючи відшукати Хрест, на якому був розп’ятий Господь наш Ісус Христос, рівноапостольний Костянтин направив до Єрусалиму свою матір, благочестиву царицю Олену (пам’ять 21 травня), забезпечивши її листом до Патріарху Єрусалимському Макарію.

Хоча свята цариця Олена до цього часу була вже в похилому віці, вона з натхненням взялася за виконання доручення. Язичницькі капища і идольские статуї, що наповнювали Єрусалим, цариця повеліла знищити. Розшукуючи Животворящий Хрест, вона розпитувала християн та іудеїв, але довгий час її пошуки залишалися безуспішними. Нарешті, їй вказали на одного старого єврея на ім’я Іуда, який повідомив, що Хрест заритий там, де стоїть капище Венери. Капище зруйнували і, здійснивши молитву, почали копати землю. Незабаром були виявлені Гріб Господній і неподалік від нього три хрести, дощечка з написом, зробленим за наказом Пілата, і чотири цвяхи, що пронизували Тіло Господа.

Щоб дізнатися, на якому з трьох хрестів був розп’ятий Спаситель, Патріарх Макарій по черзі поклав хрести на небіжчика. Коли був покладений Хрест Господній, мрець ожив. Побачивши воскреслого, всі переконалися, що знайдено Животворящий Хрест. Християни, в незліченній безлічі прийшли поклонитися Святому Хресту, просили святителя Макарія підняти, спорудити Хрест, щоб всі могли, хоча здалеку, благоговійно споглядати Його. Тоді Патріарх і інші духовні особи почали високо піднімати Святий Хрест, а народ, волаючи: «Господи, помилуй», благоговійно поклонявся Чесному Древу. Ця урочиста подія відбулася в 326 році. Принабуття Животворящого Хреста здійснилося й інше диво: важко хвора жінка, при осіненому її Святим Хрестом, відразу зцілилася (* Никифор Калліст, кн. VIII, гл. 29). Старець Юда та інші юдеї увірували в Христа і прийняли святе Хрещення. Юда отримав ім’я Киріак і згодом був висвячений на єпископа Єрусалимського.

Свята цариця Олена ознаменувала місця, пов’язані із земним життям Спасителя, підставою більше 80 храмів, споруджених у Віфлеємі — місці Різдва Христового, на горі Оливній, звідки Господь вознісся на небо, в Гефсиманії, де Спаситель молився перед Своїми стражданнями і де була похована Божа Матір після Успіння. До Константинополя свята Олена привезла з собою частину Животворящого Древа і цвяхи. Рівноапостольний імператор Костянтин повелів спорудити в Єрусалимі величний і великий храм на честь Воскресіння Христового, що включав у себе і Гріб Господній, і Голгофу. Храм будувався близько 10 років. Свята Єлена не дожила до освячення храму; вона померла в 327 році. Храм був освячений 13 вересня 335 року. На наступний день, 14 вересня (за ст. Стилем), встановлено було святкувати Воздвиження Чесного і Животворящого Хреста. Тоді ж і виникло чудове, що з’єднує Хрест і Воскресіння, піснеспів: «Хресту Твоєму поклоняємось, Владико, і святе Воскресіння Твоє славимо». Це була історична, але разом з тим і глибоко символічне з’єднання хреста, страждання, приниження — і воскресіння, торжества і перемоги.

Воздвижение Честного Креста

У VII столітті, в 614 році, з Візантією, християнською державою, у володінні якого перебував Єрусалим, воював перський цар Хозрой — язичник, вогнепоклонник і ворог християн. Цар завоював Близький Схід, Сирію, Палестину, Єгипет, Малу Азію і Єрусалим. Він полонив християнське населення Єрусалиму і виселив його на чолі з патріархом в глибину Персії. Відвіз він до Персії та пречисте древо животворящого Хреста Господня. Для християн це було велике горе.

У 628 році візантійський імператор Іраклій після численних походів і багатьох років боротьби переміг перського царя і розгромив перську державу. Він звільнив з полону християн, патріарха Єрусалимського і чесне древо хреста Господнього. Радісно, ​​урочисто і в той же час смиренно взяв імператор хрест Господній на свої плечі і поніс його до Єрусалиму, де 14 вересня водрузив його на колишнє своє місце.

Після цієї події, з VII століття до теперішнього часу Православна Церква святкує Воздвиження саме в цей день — 27 вересня за новим стилем. А так як освячення храму в ім’я Воскресіння Господнього при Костянтині в 336 році і собор, який встановив свято Воздвиження Чесного і Животворящого Хреста Господнього, були здійснені в суботу, напередодні неділі, то було вирішено відзначати перед цим святковим днем ​​особливе свято — суботу і тиждень перед Воздвиженням.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *