Наша святая София. Послание Главы УГКЦ по случаю столетия восстановления соборности украинского народа и его государства.

Послание Главы УГКЦ по случаю столетия восстановления соборности украинского народа и его государства

Дорогие во Христе братья и сестры! На протяжении своей тысячелетней истории наша Церковь и наш народ сполна пережили в своем теле опыт пасхального таинства нашего Спасителя. Мы прошли через тяжелые терпение, неоднократно пережили смерть и воскресение. Победу и радость воскресения мы видим воочию в свободной, независимой и соборной Украины. Сегодня, в очередной раз глядя в глаза завоевателям, мы спрашиваем у Господа: «Для чего Ты нас воскресил? Каков Твой Промысел в отношении нас? »На эти вопросы Божественная Премудрость дает нам ответ нашей собственной Софией Киевской!

 

Высокопреосвященным и Преосвященным архиепископом и митрополитом,
боголюбивым епископам, всечестном духовенству,
преподобному монашеству, возлюбленным братьям и сестрам,
в Украине и на поселениях в мире сущим

Мудрость разумного — свой путь знать.  Притчи 14, 8

Святая София

Дорогие во Христе!

Введение

1. Внимательно пронизывая взглядом века, которое прошло с момента возрождения соборности украинского народа и его государства, мы видим предвечный Божий замысел о них и нашей святой Церкви. Мы чувствуем, что стоим на пороге новой эпохи, полной неожиданных вызовов. Новые вызовы направлены ко всем людям. Человечество входит в совершенно неизведанный — неизвестный и тревожный, но полон надежды — этап глобальных преобразований: религиозных, культурных, экономических, технологических и общественно-политических. Особенно остро эти новые вызовы чувствуем мы, дети и наследники Киевской Церкви.

2. В новейшем контексте нашего духовного и культурно-национального бытия искренне приглашаю каждого направить глаза собственного сердца и ума к Божественной Премудрости. Эту премудрость в Рождестве Христовом предвечный Отец являет миру в своем воплощенного Синие и открывает в Святом Духе. В этой Божественной Софии, Премудрости Божией, мы видим глубокую мудрость нашего национального и государственного бытия — Софии Киевской, которая является иконой и воплощением Премудрости Божией. София, Премудрость Божия, пришла на киевские холмы с Владимировым крещением и легла в основу всей киевской цивилизации. Речь идет о евангельских ценностях и нравственные принципы, озарили культуру наших предков и стали крепкими устоями для объединения украинского народа и развития нашей государственности. Удивительным воплощением, незыблемой святыней Премудрости Божьей стала Святая Киевская София, собор, по сей день является красноречивым символом первичной целостности и полноты единой и неделимой Киевской Церкви.

3. В течение тысячелетней истории эта мудрость оставалась фундаментом софийного цивилизации киевского христианства, основой государственно стремлений нашего народа, колыбелью его морали. Поэтому понять нашу цель и ответственность в новейшее время — значит сделать Софию Киевскую видимой, живой и деятельной. Эта Премудрость есть ориентиром для личной жизни, способом осуществления нравственного и политического выбора. Именно она, по силе и действием Святого Духа, является источником национальной силы и ответом на актуальные запросы настоящее на новые вызовы: то есть проектировать, воплощать эту Божью премудрость нашими поступками в новые времена — значит прокладывать украинскому народу путь в будущее.

София Киевская — христианский фундамент украинского народного бытия
4. В своих спасенных страданиях, смерти и воскресении наш Спаситель совершил окончательную победу над самой смертью и ее причиной, грехом, и даровал миру мир, превосходит всякое понимание (ср. Фл. 4, 7). Премудрость Божия замысла оказалась в непостижимой красоте жертвенной любви самого Творца. Ведь Он за своего Сына во Святом Духе совершил таинственное спасение человечества, освободив его из плена греха и вечной смерти. Церковь Христова — таинство Божьей победы, что призвано сквозь века звучать победным пением, достигая водами святого крещения и животворной благодати всех времен и народов. Мы, христиане, — отголосок Его победы, живой образ Его исконной и всеблагой Премудрости, которая раз и навсегда поселилась между людьми, прокладывая путь отдельному человеку и целым народам в незглибими просторов Божьей любви через оповещения человечеству Христа распятого — «Божьей мощи и Божьей мудрости »(1 Кор. 1, 24).

5. «безвестно ведь ко времени и затаенной Премудрость Божия была от ангелов и людей, не как не существующая, а как скрытая, чтобы оказаться в конце возраста» [I], — писал был киевский митрополит Иларион. Когда же для нашего народа наступила определенная Божьим промыслом «полнота времен» (Гал. 4, 4), отголосок той спасительной проповеди раздался на киевских холмах. Он достигал глубины сердец наших предков, просвитлював их умы и скреплял волю, из множества формировал единство и целостность. В крещальную водах Владимировой купели Премудрость Божия воплотилася в тело нашего национального бытия — стала кровью и плотью истории украинского народа. Отсюда щедро начало бить единственный источник Света и Истины для объединенного Божьей благодати людей. Из этого источника наши предки черпали знания, и это позволяло им формировать передано потомкам понимание себя и мира. Из этого источника родилась наша тождественность — церковная, национальная и государственная. Благодаря этому источнику сформировались ценностные основы организации личной и общественной жизни. На них упорядочивались хозяйство, обучения и воспитания молодежи. Новые принципы определили отношение к семье, нуждающихся и чужаков, понимание справедливости и красоты, общественной и заботы об общем благе. Здесь закалялся ратный дух украинской армии и формировался ценностный кодекс Украинской воина — защитника родной земли. Обычное и обыденное приобретало измерения сакрального и Богом явленного.

6. В свете Премудрости Божией, воплощенной в судьбу нашего народа, формировались основы внутреннего устройства украинского общества, этические принципы его институциональной организации, наконец — сами основы нашей государственности. Отсюда происходит наше осознание социальной справедливости и призвание власти служить интересам народа и защищать его благосостояние. В лоне Софии Киевской сформировались наша культура, наша книжная речь, определилось направление нашего развития. Киевская Церковь не была заложницей политических интересов государственной власти или раба мощных мира этого, потому что не грешила обожанием светского правления. Она оставалась душой и совестью своего народа, обучая его оценивать земную власть в соответствии с тем, насколько эта власть служит Божьей правде и вечном закона Творца. Именно так, в свете Софии Киевской и добра Божьего народа, была оцениваемая «Русская правда» великого князя киевского Ярослава, недаром называемого Мудрым. И сама Церковь и поныне собирает в единое целое детей одной Истины, одной Мудрости, одной Софии. Так на кручах Славуты-Днепра Божья Премудрость «дом себе построил» (Притч. 9, 1), заложила в сердцах наших предков непреклонны ценностные основы для упорядочения нашего времени и построения общего будущего. Премудрость Божия стала Мудрость — Софией — Киевской, сформировавшая основы нашей цивилизации.

7. На протяжении веков отсюда силой и действием Святого Духа следовали ручьи Божественной благодати, орошали и окружающие земли. Именно отсюда, из Софии Киевской, животворные лучи Божьей Премудрости просветили все окрестности Киевского государства. Приняв, однако, благодать крещения, не все они стали способными вполне преобразитися глубиной Божьей Премудрости и так, как в Киеве, в ее свете строить свою церковную тождество и общественные институты. Даже когда они имитировали, а порой и занимали собор Премудрости Божией в Киеве, свое бытие определяли агрессивностью кочевников-завоевателей, по словам апостола Павла: «Имея вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 5).

Святая Совия Киевская

Киевская Церковь — икона Божественной Премудрости

8. Нерукотворным храмом Божьей Премудрости на берегах древнего Борисфена стали души наших предков, сердцем софийного цивилизации — престол киевских митрополитов. Храм Святой Софии Киевской, Премудрости Божией, воплотил в себе мудрость наших предков, освещенную Божьей истиной, и стал «чудом и славой на все окружающие страны» [II]. На протяжении веков здесь совершалось таинство спасения нашего народа. «Реки воды живой» (Ин. 7, 38) текли из этого храма к сердцу и уму каждого украинском. Наши прадеды получили благодать с духовного наследия святого всехвального апостола Андрея Первозванного, святых славянских просветителей Кирилла и Мефодия, блаженной Ольги, княгини Киевской. В определенный Провидением время благодаря осознанной воли святого равноапостольного великого князя Владимира наши предки стали участниками крещальной купели. С тех пор Божественная Премудрость — извечная истина — просвещает наш путь. А собор Святой Софии остается верным свидетелем освященной этой благодатью единства Киевской Церкви.

9. Неразделенная Киевская Церковь, находясь в полном общении с древними церквями Рима и Константинополя, стала для нас верным путем к вселенскому братству христианских народов. Ее рождение не было омрачено братскими раздора. Ее мистическая память несет в себе всегдашний литургический память неразделенного раздором христианства первого тысячелетия. Ее миссия — верно воплощать в себе Божий замысел спасения человека между «единственным Божьим народом в крае на киевских холмах» [III], как об этом вспоминал Блаженнейший Любомир, и служить вселенской единства всех христиан. Ее евангельский благовест мелодично звучал в полной симфонии с голосами древних апостольских Церквей, чтобы единственная Истина неделимой Христовой Церкви просветляло целый мир, верно исполняя заповедь самого Спасителя «да будут все едино» (Ин. 17, 21). София потому — символ непреодолимой единства и мудрости, достигает высоко над стены временных недоразумений и раздоров.

10. Софийская Церковь — святая земля примирения и согласия, всегда открыта к вселенского единства рассеянных по миру детей Божьих. Потому Премудрость Божия не знает границ, она единственная и занимает всех и всего, «простирается от края и до края и управляет всем толком» (Мудр. 8, 1). Именно поэтому сегодня, как и тысячелетия назад, наша Киевская Церковь остается в полном общении с наместником апостола Петра, призванным самим Спасителем служить единства Его Вселенской Церкви и целостности искупленного Божьего народа. Вместе с епископом Рима наша Церковь находится в общении с другими Восточными Церквами. При этом открывается особое экуменическое призвание нашей Церкви — свидетеля неразделенного христианства и мученицы наших дней.

11. Исповедник веры, многолетний узник сталинских лагерей патриарх Иосиф Слепой оставил бессмертный манифест идентичности нашей Церкви как наследницы и правопреемницы полноты киевского христианства. Этим манифестом является величественный собор Святой Софии в Риме, золотой юбилей освящения которого мы будем праздновать 2019 года. Возведение римской Софии вместе с образованием Украинского католического университета является свидетельством живой и деятельной Софии Киевской, обнаруженной в самом существовании Украинской Греко-Католической Церкви-мученицы как в Украине, так и на поселениях. Бессмертное послание патриарха Иосифа «Urbi et оrbi» (Вечному городу и миру), высеченная на фронтоне университета: «Истина и любовь к науке собираем в рассеянии сущих». Строя собор Святой Софии в Риме, освящая его вместе со святым папой Павлом VI, этот подвижник Христовой веры смотрел Софийский собор в Киеве как материнский храм нашей Церкви, в котором молились и его великие предшественники. Киевский храм патриарх Иосиф видел видимым собором невидимой Софии, церковной и национальной мудрости, перетривала тысячелетия в теле и крови его родной Церкви, а сегодня победно сияет на всю Украину и весь мир. Патриарший собор в Риме является красноречивым символом вселенскости Софии Киевской, воплощением страсти украинского сердца к полноте единства во Христе, дарованной нашему народу в крещальной купели князя Владимира. Он знаком бессмертия озаренном Божьей благодатью украинского духа — того самого, что его жизнью воплощал патриарх Иосиф.

12. Большой исповедник веры смиренно завещал своим потомкам: «Похороните меня в нашем Патриаршем Соборе Святой Софии, а как воплотится наше видение и предстанут на свободе наша Святая Церковь и наш Украинский народ, занесите мою могилу, в которой покоя, на родной украинской земле … если такой будет воля Божья и желание Украинской Божьего народа, составьте мою могилу в подземельях обновленного собора Святой Софии »[IV]. Патриарх Иосиф чувствовал, что Божественная Мудрость напоминает о задачах восстановить первоначальное единство ныне разделенной Киевской Церкви. Только тогда мы увидим поистине обновленный собор Святой Софии в Киеве. Пока этого единства еще нет, ни одна из Церквей-наследников этой Церкви не может единолично занимать древний собор Премудрости Божией Софии Киевской. Он скорее быть местом встречи всех потомков софийного Киевской Церкви, быть напоминанием, призывом, будителем и надеждой на наше сочетание во Христе.

13. Через проповедано слово Премудрость Божия проникала в сердца каждого, формируя неразрывное единство, непреодолимую общность большой семьи, взглядом обращенной к незыблемой святыни — Софии Киевской. Наша Церковь словом и делом учила своих верных отважно брать на себя ответственность за судьбу всего народа, за наше государство. Она всегда была государственнической и государственно, непрерывно подчеркивая ценностных принципах функционирования государственных и общественных институтов, обоснование которых искала значительно глубже — в казне Премудрости Божией. Воодушевленный ее мудрой традиции, праведный митрополит Андрей Шептицкий писал: «Церковь, понятая как организация чисто национальная, занимающий только один народ и отлучает его от всех других, становится орудником к пиддержування раздора, пидсичуе национальные страсти и помогает в гнёта других наций. Она ведет к борьбе, а не к миру; к разлуке, а не к соединению, следовательно и не является Христовой »[V]. Софийное мышления нашей Церкви всякое направляло ее сыновей и дочерей к преодолению внутренних недоразумений, к объединению усилий, к консолидации украинского народа, объединяя вокруг всегда является евангельских ценностей. София — мудрость воплощенной в личной и общественной жизни Истины, что творит архитектуру исторического бытия народа, позволяет в шуме поколений и цивилизаций закрепить институциональное оформление его самобытности, «построить Родной дом» [VI].

14. В уюта софийного традиции киевского христианства сформировалась особая литургическая, богословская, духовная и каноническая наследие. Эта богатая духовная культура все еще, к сожалению, мало изучена и исследована. Сегодня мы вместе с нашими православными братьями, сонаследниками Киевской Церкви, призваны заново открыть этот наш общий сокровище, исследовать и развивать его как драгоценный фундамент нашего духовного единения. Киевском благочестию больше всего свойственна внимание к человеку как ее глубокого измерения, в котором сконцентрированы способность чувствовать и осмысливать действительность и принимать решения под вдохновением Святого Духа. Там Премудрость Божия трудится над восстановлением в человеческом существе омраченного когда первообразу. Поэтому сердце человека, как и окружающая действительность, требует ценностно-ориентированного развития. Идеалом сложившейся при таких условиях аскезы становится физический труд, что позволяет человеку чувствовать себя ближе к сотворенного мира и одновременно побуждает принимать ответственность за него. Из сердца — «бездны, всех вод и небес широкой» [VII] — Премудрость Божия достигает всего внутреннего мира человека осознанным чувством ответственности за другого. Тяжелый труд становится ценностным идеалом, орудием социального служения.

15. Ответственность за общее благо и служения нуждающимся остаются двумя определяющими чертами социального измерения киевского благочестия. Мы находим многочисленные свидетельства о них в житиях великих святых нашей земли, в частности преподобного Феодосия Печерского и других подвижников с «Киево-Печерского патерика». Этот вид благочестия формирует присущий нашей духовной культуре образ восстановленной Духом Святым человеческой личности — святцы как носителя и свидетеля Божественной Премудрости. Молитва, труд и поступки милосердия позволяют человеку стать живым воплощением непостижимой Мудрости самого Творца. Первым плодом софийного святости духовный подвиг святых мучеников братьев Бориса и Глеба. Из глубин этого особого дара для нашего народа Божественная Премудрость проложила себе путь к сердцам бесчисленных мучеников за единство Церкви Христовой — как во времена гонения Киевской Церкви в Российской империи, так и во времена коммунистического террора ХХ века: их «мученическая кровь свидетельствует перед небом и землей о непоколебимую верность Богу »[VIII]. В сердце, в котором поселилась Божья Премудрость, евангельские принципы становятся жизненными ориентирами для нашего времени, а оттуда, из кельи сердце, направляются в широкий мир, чтобы его преобразить, привести человеческое общество в соответствие с объявленных ценностей. Так на протяжении столетий Киевская Церковь, верная своей спасительной миссии, освящает Божьей благодати сердце каждого украинском и всего народа, ярко сверкая перед миром удивительной иконой Божественной Премудрости.

Софийский собор в Киеве

 София Киевская — ценностная парадигма построения государственности и общественных институтов украинского народа

16. Этика общественных отношений, сформированная в контексте софийного логики нашей истории, определяет особое место для проводника народа. Функция государственной власти и общественного провода в киевской традиции приобретает присущих именно ей признаков. В «Поучении» Владимира Мономаха легко заметить: великий князь не управляется в своей деятельности только собственным интеллектом и общечеловеческим опытом. Он ищет Бога ориентиров, мудро признавая примат Божественного Промысла над собственной воле. Власть — это прежде всего служение, которое побуждает к заботе о доверенный Богом народ, особенно о вдовах и сиротах, о убогого и немощного. Лень — не самый большой из грехов. Каждая человеческая деятельность должна быть неутомимым и озаренной Божьей благодатью. Именно поэтому князь обращается в молитве к Богу с просьбой укрепить сердце мудростью. Моральные и богословские добродетели лежат в основе его личной жизни и общественного служения: «А это вам основа всего: страх Божий имейте превыше всего» [IX]. Дворянин не узурпирует власти, дарованной ему Всевышним для защиты родной земли и обеспечения благосостояния подчиненных. Он призван мудро ею распоряжаться ради мира и согласия в стране. В нашей софийного системе ценностей именно народ Божий остается носителем Божьей Премудрости, а затем — голосом, способным напоминать князю о его священную миссию и предостерегать от злоупотребления властью.

17. На протяжении веков свет Христова Евангелия щедро озарял каждое измерение жизни и быта нашего народа. Слово Божие закладывало ценностные основы общественных и государственных институтов, усугубляло понимание свободы и достоинства человеческой личности, прав и обязанностей граждан, ответственности власти, помогало согласовывать общественную и хозяйственную деятельность с объявленной истинами. Важным отголоском Божьей Премудрости в истории украинского народа, подхваченным Киевской Церковью, есть несомненное уважение к знаниям. Митрополит Андрей как-то отметил: «Все украинцы высоко ценят науку и образование» [X]. Сам митрополит и его преемники прилагали немалые усилия, чтобы в украинском народе не угасла жажда мудрости. Ведь знания проводят к более глубокому пониманию себя самого и окружающего мира, позволяют человеку плодотворно взаимодействовать с действительностью. Наука и образование помогают народу защитить свою самобытность, уберечь свою душу, творить цветущее будущее. Просвита является залогом экономического развития и социального прогресса. Однако только тогда, когда руководствуется истинными ценностями. «Если любишь прибыль, ищи его приличным путем», — писал Григорий Сковорода [XI]. Входя в человеческую реальность, Божья Премудрость просветляет умы и направляет человеческую волю к правильному действия, помогая мудро управлять доверенным ей сокровищем Божьего творения.

18. Особым образом наш народ и его Церковь стали свидетелями воплощения в собственную историю Премудрости Божией в неописуемых страданиях и гонениях, с верностью и достоинством перенесенных ради Христа и Его справедливости. Мы — Церковь мучеников Божьей Истину. Испытания, обильно падали на долю украинского народа, становились местом явления Божьей силы и мудрости. Они соткали нашу самобытность, определили нашу идентичность. Мы потому что не проповедуем мудрость этого мира, а собственной историей аутентично возвещаем «мудрость Божию в тайне, закрытую, что ее Бог назначил прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6). Это та самая тайна Божественного замысла, явилась миру с высоты креста и осенила его светом Христова воскресения. Это и мудрость, дарит полноту жизни и преодолевает самой смерти.

19. Светлой памяти патриарх Иосиф Слепой в своем пастырском послании к духовенству нашей Церкви, написанном еще в Красноярском крае, сравнивает историю Церкви Христовой с «крестоносным походом» праведников и мучеников Божьей Истину. «А среди того крестовый похода отдельный ряд составляют последователи нашей Греко-Католической Церкви … Там видите и Ваших дедов и прадедов, родителей и родных, многочисленных Ваших духовных детей, друзей и знакомых … По тем достойными, достойными и святыми предками ступаете и Вы со своими тяжелыми крестами, падаете под ними не раз и не два, чтобы снова восстать. Все они в Вашей борьбе за Церковь и ее единство, в двиганни Вашего тяжелого креста духом и молитвой с Вами! »[XII] София Киевская — это также мудрость нашего народа, открывается во время страданий и придает силу переобразиты боль и грусть гонений в неописуемую радость верности Христу, в духовную победу над силами страха и мрака, в триумф воскресения. Наша Церковь всегда осознавала свою миссию перед собственным народом и всем миром возвещать Евангелие «и то не мудростью слова» (1 Кор. 1, 17), а любовью к креста Господня, который для нас, спасаемых, является «сила Божия» ».

София Киевская — указатель к вечной цели детей Украинской Церкви и народа

20. Свою знаменитую «Молитву о Божьей мудрости» праведный митрополит Андрей Шептицкий завершает просьбой: «Дай мне ту мудрость, что мне и моему народу больше недостает. Дай мне мудрость истинного удовлетворения, истинного счастья »[XIII]. В этих словах наш великий праведник будто обращает глаза собственного сердца в то будущее, которое еще предстоит завоевать молитвенным подвигом и общей упорным трудом. Здесь оказалась вся мудрость украинского народа, который через столетние испытания смотрит вперед и уверенно идет к полноте своего призвания быть «знаменем, поднятым перед народами» (Ис. 11, 12), быть народом Божиим, непреодолимой надеждой прокладывает путь к собственной обещанной земли, к полноте Божьей любви и мира. И указателем ему на этом пути зорие Премудрость Божия, воплощенная в его историю, — наша София Киевская.

21. София Киевская — мудрость народа, родился в благодатных водах крещения Владимира. С тех пор евангельские ценности легли в основу присущего нам мировоззрения, стали нормами организации общественного быта. Сохранения украинской семьи как домашней Церкви, сохранившей нашу церковную жизнь годами суровых преследований, передачи веры родителей будущим поколениям как самого дорогого национального сокровища и даже сам процесс создания государства в нашей истории проникнуты светом Божьей Премудрости. Ее свет учит нас любить свой народ и его соборное государство, а вместе возбуждает сознание того, что мы, по слову апостола Павла, являются небесными гражданами и здесь, в этом мире, постоянного места не имеем, а смиренными паломниками направляемся к нашей Небесной Родине ( ср. Фил. 3, 20). Именно эта высокая цель и призвание каждого человека позволяют нам правильно оценивать досрочное жизни и хорошо готовиться к вечности. На пути к Небесной Родине мы призваны воплощать Софию Божью в нашу украинскую действительность, строить справедливый мир, творить цивилизацию мира и любви.

22. Дорогие во Христе братья и сестры! На протяжении своей тысячелетней истории наша Церковь и наш народ сполна пережили в своем теле опыт пасхального таинства нашего Спасителя. Мы прошли через тяжелые терпение, неоднократно пережили смерть и воскресение. Победу и радость воскресения мы видим воочию в свободной, независимой и соборной Украины. Сегодня, в очередной раз глядя в глаза завоевателям, мы спрашиваем у Господа: «Для чего Ты нас воскресил? Каков Твой Промысел в отношении нас? »На эти вопросы Божественная Премудрость дает нам ответ нашей собственной Софией Киевской! Сегодня мы, как и тысячу лет назад, каждый раз глубже осознаем себя как поместная и одновременно глобальная Киевская Церковь — Церковь украинского народа в единстве с преемником апостола Петра, как неотъемлемая составляющая соборной Вселенской Церкви с миссией объединения всех христиан. Мы уверенно идем к полноте Царствия Божия. В наших истоках — наши ценности, наш способ мышления и деятельности, наша традиция и стратегия развития, наш опыт. Наша общая память, наше полностью открытое сердце и дружеская рука, протянутая к православным братьям, наш путь в будущее, наша мудрость — это наша София, София Киевская.

23. Эта Мудрость Церкви и народа является залогом нашей победы, нашей силы и бессмертия. Именно она в силе и благодати Святого Духа проведет нас через ответственный выбор в этом году, обновит и укрепит наше государство и обеспечит победу и мир, развитие и процветание украинского народа. София Киевская является той внутренней силой, которая без тревоги и страха ведет наш народ в будущее особым цивилизационным путем. По своей природе она является универсальной — большой ценностью человечества, помогает всем народам входить в новую эпоху не с пустыми руками, а с Вечной Мудростью, которая лежит в основе истории. Наша София Киевская является ее подлинным блеском, вечным сиянием Божественного Промысла, открывает нам истину о человеке и его предназначении во вселенной.

Пресвятая Богородице, Престола Премудрости, Киевская Оранто и наша Нерушимая стена! Веди нас, небесных граждан, дорогами этого земного бытия к нашей Небесной Родины!

+ СВЯТОСЛАВ

Дано в Киеве,
при Патриаршем соборе Воскресения Христова,
в свято Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и
Святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской,
14 января

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *