Купание на Крещение.

Сразу предупреждаю: всем без обид. Только хочу напомнить, что погружения в прорубь 19 января — это русская традиция. Наши же предки на Крещение не купались.

Купание на Крещение.

Вот что пару лет назад на эту тему написал архиепископ Харьковский и Полтавский Украинской Автокефальной Православной Церкви, Игорь Исиченко:

- В последнее десятилетие наряду с непреодолимым «дедом Морозом» в зимние праздники распространилась еще одна «скрепа», имеющий объединить украинский с «русским миром» — обычай крещенских моржевание.

Киевская христианская традиция всегда относилась к Богоявления или Крещения Господня с пиететом. В церкви великое освящение воды отправлялось накануне, 5 января.

А в сам день Богоявления, 6 января, община отправлялась на реку, озеро или пруд. Там заранее выливался из оледеневшие воды, часто окрашенной свекольным квасом, крест, относился престол, расчищалась прорубь и священник отправлял в ней освящения воды. Это освящение называлось еще Иорданским, потому что каждая водоем с освященной водой символически уподоблялась к реке Иордан, в которой Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи.

Воду с освященной водоемы пили, ею кропили дома, ее хранили в домах как великую святыню. Никому и в голову не пришло бы купаться в этой воде. Наоборот — где существовала даже народная предостережение: до конца богоявленских праздников или по крайней мере три дня не использовать освященные водоемы для бытовых нужд, не погружаться в них обнаженным телом.

Купание на Крешение

Зато в русских деревнях распространилась совсем другая привычка: нырять в прорубь сразу после освящения воды. Она имела свои исторические прецеденты. Вспомним: еще наша «Повесть временных лет» передает удивление апостола Андрея Первозванного, когда он, установив крест в Киеве, отправился на север и там увидел в землях финно-угорских племен, где впоследствии сформировался русский народ, бани. В уста апостола Нестор-летописец вкладывает в растерянности воспоминания о чудаков, которые после бани «вылезут чуть живые. А обольются водой студеной — и тогда оживут ». Возможно, толчком для россиян стал тоже увиденный в Греции обычай бросать после освящения воды крест в море, откуда его получали ныряльщики.Перед большевистским переворотом и внедрением государственного атеизма  крещенские купания распространились в русских деревнях, а оттуда перешли и в маргинальные слои горожан. Конечно, ни одному чиновнику, а тем более высокопоставленных или интеллигент, не пришло бы в голову присоединиться к этим простонародных развлечений. Русская церковь их не запрещала, принимая за один из признаков силы своего народа по логике популярного там пословица: «Что русскому здорово, то немцу смерть». По мере русификации захваченных Москвой территорий этот странный обряд начинает распространяться и на них.

Запрет коммунистами церковных служб вне храма невозможным крестные ходы «на Иордан» и сопроводительные обычаи. Но с падением империи зла и приходом в церковь толп невоцерковленных людей с напивпоганськимы представлениями о вере, Богоявленский купания вдруг перешли с категории сомнительного эскорта в центральные элементы новой российской религиозности.

Разного рода жириновские начали демонстрировать свою наготу перед телекамерами, выражая этим российский патриотизм и «почвенническую» причастность к народной обычаев. «Шариковы», что вылезли на поверхность общественной жизни, не осознавали, что до революции представители общественных элит никогда не полезли публично в прорубь. Публичное купание на Богоявление превратилось в России Путина на манифестацию национальной идентичности, одну из «скреп», которые соединяют русский народ в противостоянии цивилизованному миру.

Политические элиты Украины, лишены крепкого ощущение собственной национальной идентичности и обремененные множеством комплексов, с удивительной недальновидностью включились в эту игру. Во времена Виктора Ющенко участие в крещенских купании стала визитной карточкой лояльности к киевским элит. Президента и его окружения стали подражать региональные чиновники, причем часто формально относящиеся к «национально-демократических» партий. И постепенно купальный сопровождение освящения воды вышел за пределы русской общины в Украине, начал, что раковая опухоль, заражать и идеологически далеки от нее среды.

Нечего и говорить, что крещенская купания абсолютно противоречит характеру христианского праздника. Ведь на Богоявление Церковь чтит акт смирения Божьего Сына. Иисус Христос, не имея никакого греха, приходит, чтобы перед всеми составить символический акт покаяния: принять от Иоанна Крестителя омовения иорданской водой.

Зато погружения в ледяную воду должен продемонстрировать физическую силу, выносливость, телесную привлекательность участника этой игры. По сути — игры тщеславия. А к ней неоднократно добавляется и потребления водки — мол, «чтобы нагреться».

То же в свое время писал и священник Юрий Юрченко:
- В последнее время стал достаточно распространенным московский обычай — купание в крещенской проруби после освящения в ней воды.

В старой Украине наши благочестивые предки не делали этого. Предки имели большую набожность, почитали святыню — освященную воду, к тому же имели девственность — раздеваться публично, да еще и на такой праздник, считали позор и презрение Господа.

Теперь же многие не имеют ни благочестия, ни добродетели, а священники молчат будто воды в рот набрали. А чего? Надо знать свои набожные, правдивые христианские обычаи.

Освященная на Крещение вода называется «Великая Святыня». Вот и относиться к ней следует должным образом. Не стоит позорить святого праздника. Кто же имея истинную уважение к Господу, в святыню — освященную воду, полезет в нетрезвом или голышом, или с хохотом и криком, или ради развлечения и озорства?
Умный и благочестивый, вряд ли. Разве что имеющий ложное понимание того зачем освящается водичка и как ее использовать.

Далее подается на память забывчивым, фрагмент из книги: Алексей Воропай. Обычаи нашего народа.

Здесь напоминается о правильном отношении к празднику Богоявления и святой воды. Опущены только некоторые предрассудки.

Купание на Крещение

«Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Богоявление Господне. КРЕЩЕНИЕ.

В полночь перед Крещение вода в реках, как верили крестьяне, волнуется. Были когда-то такие отважные любители тайного, что ходили ночью на реку наблюдать это явление, но … реки в это время, конечно, покрытые льдом, и там подо льдом делается — неизвестно. И все же набранная из реки в полночь перед Крещение вода — целебная; она сохранялась в «знающих» крестьян за образами в случае ранения или тяжелой болезни.

Еще за неделю до Крещение когда холостяцкая община, а позже отдельные хозяева — «специалисты» прорубали на реке прорубь, выпиливали из льда большой крест, ставили его над прорубью и обливали свекольным квасом, чтобы был красный. У креста строили — тоже изо льда — престол. Все это украшали аркой из еловых или сосновых веток — «царские врата».

Утром в церкви происходит Богослужение. По богослужения весь народ идет процессией на речку к кресту. Впереди несут деревянный церковный крест и хоругви, хор поет «Глас Господа …», за хором идет священник, приложив золотой крест ко лбу, а за священником — народ. К реке на Крещение идут все: старые, молодые и дети. Каждый несет с собой бутылку или кувшин на воду. Ребята несут с собой голубей, а охотники — ружья, заладовани клейтухом. На бывшей Гетманщины, где еще казацкая традиция не угасла совсем, парни и молодые мужчины ехали к реке на лошадях, заломив по-казацки седые шапки.

На реке, у креста весь поход останавливается и становится на льду большим красочным кругом, издалека ярко вырисовывается на фоне белого снежного покрывала.

После недолгой службы священник погружает в прорубь крест, а в это время хор громко поет: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи …» В свою очередь охотники стреляют из ружей, а ребята выпускают из рук голубей, которые тучей летают над «Иорданью» .

Когда воду освящен, люди подходят к проруби и набирают в свою посуду воды. Все, кто приехал на «Иордан» лошадьми — то верхом, то санями — набирают ведрами из проруби воду и поят своих коней — «чтобы болезни не боялись и крепкие были».

После освящения все люди возвращаются к своим домам. Пока мать или старшая дочь подаст на стол обедать, отец берет из-за образа Божьей Матери пучок сухих васильков, мочит их в свяченой воде и кропит все в доме и в хозяйстве; затем берет еще мел и пишет кресты на образах, сволоци, двери и шкафу. Управившися с этим, отец садится за стол, а за ним и вся семья. Перед едой пьют святую воду »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *