Рождество.

Украинцы греко-католики под властью Польши и Австро-Венгрии вынуждены были работать по григорианскому календарю, а праздновать — по юлианскому. Несмотря на неудобство такого положения, они крепко держались своих традиций, опирались латинизации, чтобы не потерять собственные традиции и культуру. Об этом написано в исторической литературе.

Рождество в Украине

Украинцы под властью СССР тоже официально работали и отдыхали по григорианскому календарю, а подпольно праздновали — по юлианскому. Но несоответствие дат здравому смыслу уже проявлялась, и сказалась на торжествах к «Великого Октября» в ноябре.

Если подумать, то юлианский календарь не является таким уже и «нашим», он так же римский, как и григорианский, просто старше. И верность календарным традициям предков — штука тоже весьма условна. Праздник Ивана Купала давно не отмечается в день солнцеворота, и ничего, папоротник цветет, огонь очищает, русалки манят, венчики плывут.

Украинцы XXI века в независимой Украине продолжают работать и отдыхают по григорианскому календарю и дальше празднуют по юлианскому. Кроме таких популярных праздников как День Валентина или Новый Год. То есть все немножко запутанно, но генеральная линия сохранена еще от «бабки Австрии» — держимся обычаев, опираемся окатоличиванию.

В принципе, такая ситуация соответствует запросам большинства прихожан «церкви выходного дня», когда праздники и 10 заповедей — это одно, а реальная жизнь — это нечто совсем иначе. Вы же не будете надевать вышиванку ежедневно, так же и с религиозностью. Чтобы понять эту тонкую грань, стоит обратить внимание на маленький нюанс: большинство религиозных людей «ходит в церковь», а небольшая часть — «принадлежит».

Рождество в Украине

Но это такое, как говорил классик. В вопросе церковной календарной реформы (светская уже давно состоялась) слово за иерархами. Предстоятель УГКЦ Святослав еще в началу 2016 года заявил, что он «за», но переход на григорианский календарь надо делать «вместе с православными братьями». В УПЦ КП тоже вроде не против, но «если этого захочет народ». При всем уважении, но такие формулировки трудно назвать позицией. Это, мягко говоря, попытка объяснения. Если, мол, сейчас объявить о календарной реформе, то раскол в церквях и недоразумения на приходах.

Такие заявления патриархов наталкивают на интересные мысли. Что церковь может расколоть вопрос календаря, например. Церковь боится потерять часть прихожан за реформы, но не боится их потерять из предновогодние корпоративы во время поста. Почему? Каково влияние православных прихожан, которые «не готовы», на политику высшего греко-католического духовенства? В конце концов, не до конца понятно, кого следует относить к упомянутым «православных братьев». Если речь об УПЦ МП, то о празднования 25 декабря можно забыть. Там «каноническая территория», «братоубийственная война в Донбассе», Голодомор как наказание за гордыню. В них ни одного совместного календаря с униатами, а тем более с агрессивным блоком НАТО, быть не может. Другой вопрос: как быть с нашими римско-католическими и протестантскими братьями? Их чувства так же важны?

Есть и более сложные вопросы. Какое место в массовой украинской религиозности занимает традиция, а какое — вера? Украинские церкви воспитывают патриотов, или патриоты идут в украинских церквей за чувства патриотизма?

Или Украинская идентичность предполагает принадлежность к западному культурному пространству? Если так, то почему Рождество 25 декабря называют преимущественно «католическим» или «польским» (иногда вспоминая и о протестантов)? Когда слово «католический» перестанет быть антонимом к слову «украинский»?

Пока мы будем опираться окатоличиванию, дорогие греко-католики?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *