Апостол Фома

Апостол Фома вошел в сознание христиан как «Неверующий», хотя в отсутствии веры можно или всех вместе апостолов обвинять (сам Иисус за это упрекал), или уже не приставать к нему с этим прозвищем. Которое совершенно не связано с его неверием, по существу!

Апостол Фома 

Скорее его можно прозвать «Тома Принципиальный». Пока не увижу — не поверю. Это не значит, что он не верил (в воскресение Христа или в любое другое чудо). Кто не верит, тот и увидев остается неверующим. Это значит — я готов верить, я согласен верить, я верю, — но хочу подтверждений. Требования и сомнения в Священном Писании, за якобы схожих обстоятельствах, вызывают различную реакцию со стороны самого Бога. Сара засмеялась, услышав, что за год будет ребенка. Захария замолчал до самого рождения Крестителя. Мария на свои сомнения — как же это произойдет? — получила заверения от Ангел: не бойся. О сомнениях своих современников Христос говорил: род сей лукав ищет знамения, но не даст ему знамение другого, чем Ионы пророка. Зато Поэтому Он не назвал «лукавым», но сказал: давай сюда палец, вклады в рану. Конечно, ответ прост: Бог читает в сердце, и сам Он видит, что было основой тех или иных высказанных сомнений. Слова Фомы «не поверю, пока не увижу» вполне могли означать тоску по этому свиданием. Хочу поверить, увидев, потому что хочу увидеть … Сами апостолы называли его «близнеца» — возможно, из-за его сходство с самим Господом. Христиане могут называть его Близнюком, видя при этом не раз недоверчивой поведении сходство с упомянутой евангельской сцены. Впрочем, стоит помнить другую фразу Фомы, совершенно не свидетельствует о его «неверность». Когда апостолы стали отговаривать Иисуса идти в Иерусалим, где Его едва не забили камнями, именно св.Томы сказал: «Пойдем и умрем с Ним». Умереть вместе не получилось, апостолы по воскресении Христа разошлись по миру проповедовать Евангелие. Точных исторических данных мало, есть только несколько апокрифов — два «Евангелия от Фомы», «Деяния Фомы», «Смерть Фомы», и на их достоверность полагаться сложно; однако христиане Индии вполне серьезно считают себя «детьми Фомы апостола». А когда португальцы 1517 высадились в Майлапури, им показали гроб св.Томы. Согласно апокрифическим преданию, Тома стал строителем индийского короля, но деньги, выданные на строительство нового дворца, раздал беднякам, за что попал в тюрьму. Должен был быть казнен, но после того, как король после смерти брата увидел в видении место на небесах, отставной для его брата жертвенностью св.Томы, — был помилован. Также в Индии является известный в мире санктуарий св.Томы, возведенный на месте, где, по преданию, апостол претерпел мученическую смерть. Мадрас, Маабар, Майлапур — все это названия, которые означают одно и то же: «гора святого Фомы». Святой апостол Фома является покровителем Индии и Португалии; покровитель строителей и архитекторов (по преданию, построил семь первых в Индии христианских храмов). В иконографии изображается как человек старшего возраста (до XIII в. На Западе — как юноша), в тунике и плаще. Его атрибуты — столярные инструменты или копье, которым он был убит. Самый распространенный сюжет в искусстве — Тома, который вкладывает палец в рану Христа (чего не сказано в Евангелии, кстати) также — Тома, который ловит пояс Богородицы, который Она «потеряла» во время своего заключения на небо.

Святой Форма

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *