Иоанн Богослов — уникальная личность среди апостолов …

Как известно, в Иисуса Христа было двенадцать верных учеников — апостолов, сопровождавшие Его в течение земной жизни, а после смерти несли Его слово в мире. И был среди них один, который Спаситель мира выделял всего за жертвенность и чистоту и, после смерти на кресте, поручил ему опеку над своей Матерью — Богородицей.

Святой Иоанн  Богослов

 

«Иоанн Богослов — уникальная личность среди апостолов …», — о. Василий Рудейко

«Апостол любви» — так называют святого Иоанна Богослова, память которого Церковь чтит 9 октября по новому стилю.

О том, почему Спаситель выделял этого апостола от других, о его написания Евангелия и пророческой Книги Откровения (Апокалипсис) рассказывает о. Василий Рудейко, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ, священник храма Священномученика Климентия Шептицкого во Львове.

Интересно земной путь Иван Богослова. Известно, что он был сыном рыбака. Однако многие исследователи считают родственником Иисуса Христа. Насколько это утверждение правдоподобное?
Важно разграничить на два пласта биографию святого Иоанна Богослова. Прежде всего, это тот, который подает Евангелие. Также есть и традиционный, подробнее рассказывает о его жизни. По преданию, святой Иоанн был сыном рыбака Заведея и Соломии, дочери Иосифа Обручника (святой Иосиф — опекун Марии). Поэтому Иоанн Богослов был близким родственником Иисуса Христа — Его племянником.
Из Священного Писания узнаем, что Христос призвал Иакова и Иоанна, двух братьев, и они пошли за Ним. Если в общих чертах посмотреть на Евангелие, то Иоанн Богослов — это несколько контроверсийная фигура. С одной стороны, он очень вспыльчивый, за что Христос и прозвал его с братом «сынами грома». Как-то, войдя в одно местечко, чтобы обратить, они предлагали наслать молнии и громы и так испепелить его.

Святой апостол Иоанн Богослов

С другой стороны, Евангелие представляет Ивана как мягкую фигура, полную любви, которая хочет быть близко к Иисусу. Это такая его двойственность.
Однако Иоанн Богослов уникальный двумя аспектами. В начале, как и все апостолы, он бежал от Христа, когда Его преследовали и арестовали. Но он один из тех, которые были под крестом, где Христос поручил присматривать ему свою Мать — Богородицу. Он единственный, по преданию Церкви, не пострадал мученической смерти — умер своей. И, собственно, Евангелие от Иоанна намекает, что Христос предсказал то, что он не будет замученным, а «пить исповедническое чашу», которую Христос пил.
О святого Иоанна можно говорить в трех перспективах: апостол, богослов, евангелист. Его Иисус Христос выделял среди двенадцати других: он присутствует на всех страстях Спасителя, на Тайной вечере особенно приближен к Нему, ибо спрашивает об имени предателя, Иисус поручает ему опеку над своей матерью. Почему Сын Божий так его выделяет?
Есть три основных ученика: Петр, Иаков и Иоанн. Эта троица была наиболее приближена к Христу. Неизвестно, почему Иисус так постановил. Однако фигура Ивана своей ревностью побуждает Христа открывать этим трем особые тайны: воскресенье дочери Иаира, Преображения и тому подобное. Это те случаи, когда другие апостолы оставались в стороне.
Петру было доверено своеобразный надзор над другими апостолами и за ним закреплялось сохранения апостольской веры. Яков — первый епископ и родственник Христа, сын Иосифа Обручника. И Иван — апостол, что хочет жить в правой и левой руке Господа и быть Ему приближенным. Известно, что мать Иоанна и Иакова просила Господа, чтобы двое ее сыновей были по правой и левой. Это несколько шутливый случай в Евангелии. Господь ей отвечает, что Его пути они пойдут, но кто будет сидеть по правую или по левую, решать Небесный Отец. Для нас — христиан — это пример. Потому что мы хотим быть со Христом, стремимся к Нему «задабриваться» и «заказать место» в Царстве Небесном, но этого нам Христос не обещает. А обещает, что, идя Его путем, будем к Нему подобные. Нас преследовать, а мы будем исповедовать, отстаивать правду. Однако это нам не гарантирует сиденья одесную с Ним. Ибо Отец — Тот, который решает этот.

Известно, что свое Евангелие Иоанн писал позже. Это был особый апостол, поэтому особым было и его Евангелие. Ведь описывает больше событий мученической смерти Спасителя и вообще о том, что говорил Иисус своим ученикам накануне смерти. Как писал Евангелие Иван?
Это очень сложный вопрос. Могу выделить два аспекта. Не окончательным факт, что Евангелие от Иоанна написано последним. Оно уникально среди четырех других. Писал его, а скорее диктуя (так неизвестно, он собственноручно написал, писал его ученик Прохор), ставил задачу не столько передать жизни Иисуса от рождения и до смерти, сколько указать на то, что Он особенный, потому что есть воплощенный Богом. А суть этого воплощения в том, чтобы мы прониклись божественной любовью. Иван не только пересказывает события из жизни Христа, он пытается их раскрыть с богословской точки зрения. Поэтому подает так называемую Архиерейский молитву, а также очень длинный монолог Иисуса Христа к своим ученикам перед страданиями. В Евангелии он отмечает кресте как на свету и истине. Это не столько факты, сколько скорее богословские аргументы. В Евангелии есть такие отрывки, которых нет у других. Например, о свадьбе в Кане Галилейской, о женщине-грешницу и тому подобное. Так, он, на примере уникальных событий, которые не являются общепринятыми в евангельских раздумьях, раскрывает глубокий смысл прихода Иисуса в мир. Если посмотреть на наши литургические тексты, то в них прежде отмечено, что Иоанн не столько передал историю жизни Иисуса, сколько указал на содержание и суть Его прихода в мир. То есть на его богословское уникальность. Поэтому он и богослов.
Кроме Евангелия, есть и другие писания Иоанна подобные по содержанию. Их основная тема — любовь Божия к нам, которая раскрывается в смерти и воскресении Иисуса.
Иоанна Богослова называют еще «апостолом любви». В чем заключается его богословия любви?
В смерти Христа. Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы мы могли спастись. Это настолько жертвенная любовь, что готова отдать всего, ближе и сокровенное; это любовь, которая побеждает смерть. Это его богословия любви.
Суть этой любви — победа смерти. Бог отдал своего Cина смерти, а тот воскрес. Поэтому, когда мы отдадим себя на смерть как свидетели Христовы, то надеемся на воскресенье. Это суть любви, о которой говорит Иоанн Богослов в Евангелии и Посланиях, в Книге Откровения. Готовность быть жертвенными до конца — это уподобление Богу. В Евангелии читаем: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш совершенный! Будьте святы, как Отец Ваш святой! ». Поэтому суть святости и совершенства заключается в том, что любовь побеждает все, включая смертью.
Сейчас все активно следят за тем, осуществляются пророчества Книги Откровения …

Святой апостол Иоанн Богослов

Люди всегда ищут уникальных вещей. И, возможно, именно из-за таинственность и символичность этой Книги Церковь очень поздно добавила ее в канон Священного Писания. Когда посмотрим на традицию УГКЦ и Православной Церкви, увидим, что нет ни одного богослужения, где эту Книгу читают. Это потому, что она вошла в канон нашей церковной традиции позже, чем сформировались циклы литургических чтений. С другой стороны, она не является такой уж уникальной. В ней, конечно, использовано много символов, однако нужно внимательно ее читать, чтобы понять. Но ничего другого, чем то, что сказано в Евангелии, эта Книга не подает. Она подробнее описывает конец света, второе пришествие Сына Божьего. Но ничего более нового, не говорит. Христос уже в Евангелие сказал, что придут последнее время, будут преследования и тому подобное. Нельзя на символах Книги Откровения определить, когда Иисус придет. Лучше всего, на мой взгляд, воспринимать эту Книгу как своеобразный описание литургической жизни ранней Церкви. Потому Литургия на самом деле и является откровением, и тем вторым приходом, которого мы ожидаем. В Литургии читаем Священное Писание и сам Христос, в виде хлеба и вина, приходит. Поэтому мы уже предвкушаем второй и славное пришествие Господа в анафоре святого Иоанна Златоуста.
Иоанн Богослов скончался естественной смертью.

Как ученик Христа, который занимался Богородицей, он проживал в г.. Эфесе до смерти Марии. И тогда, согласно жеребьевке апостолов, ему выпала работа в Азии. Там он некоторое время находился и был осужден на ссылку на о. Патмос. На острове, по преданию, и написал Евангелие и Книгу Откровения. А в конце жизни вернулся в Эфес, где и умер естественной смертью.
Лучше всего его смерть можно понять из литургических текстов. В частности, на вечерни с литые, утрени, которые в этот день служат. Уникальность святого Иоанна Богослова заключается в его мученической смерти. Суть его успения в том, чтобы не смотреть на других, а идти за Христом.
Кстати, часто люди спрашивают, почему в день памяти одних святых есть литые на Вечерние, а для других — нет?
Мы говорим о святых в нескольких перспективах. Обычно, святого провозглашают локально, где его некоторое время чествуют. Впоследствии литургические почитания могут расти. Тогда он из обычного может стать полиелейную — для него уже есть особый песнопение, который поют на утрени. Высшее же литургическое почитание — с литые. Литые, в переводе с греческого, означает «усильне моления». Это особое моление, что происходило, как правило, у мощей святого. Его суть, с одной стороны, — отдать дань святому у места его захоронения, а с другой — напомнить о Таинстве Крещения. Ведь в результате этого Таинства мы становимся святыми. Ведь тогда Христос входит в нас и мы уже действуем как святые люди.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *