прп. Теодора Освященного, ученика св. Пахомия

Когда же о ривноангельське жизни преподобного и богоносного отца нашего Пахомия во всех египетских краях слава разошлась и все верные прославляли за него Христа Бога, многие из тех, что горячее имели любовь к Богу, умилялись сердцем и, поправ мир и все, что в мире, к преподобному того отца в монашество приходили — среди них был и блаженный Феодор, которого же сейчас чтим память. Он был сыном богатых и знаменитых христианских родителей, но выбрал добровольную нищету, все отвергая, чтобы принять Христа. Начало же его старания к монашеству был таков. Отмечали в доме благочестивых его родителей большой праздник в одиннадцатый день месяца тива (по-египетски), то есть в шестой января, когда отмечается Богоявление Господне.

29 мая Церковь вспоминает прп. Теодора Освященного, ученика св. Пахомия

Теодор, четырнадцатилетний парень, видя свой дом очень хорошим, украшенным на праздник и всевозможными мирскими благами наполненным, суету в этом всем разглядев, расчувствовался душой, потому коснулась благодать сердца его, и сказал себе: «Какая мне польза от этого? Или какой иметь достижение я, окаянный, когда, временными настоящей жизни сладостями насладившись, лишен буду вечных? Ибо никто из тех, что временным наслаждается, не сможет вечной славы получить «. Это все себе говоря, вздохнул из глубины сердца, в настоящее время обеденный вошел в комнату, упал лицом к земле и молился Богу со слезами, говоря: «Господи, свидетелю тайного и испытатель тайн человеческих, Ты знаешь, что ничего из того, что есть в мире этом, не желаю больше любви Твоей, поэтому прошу Тебя, Господи: пришло мне на путь Твой, чтобы оказать мне волю Твою, и просвещения душу мою, чтобы славил я и хвалил Тебя, Господа моего, всегда «. Когда он молился, вошла в комнату мать его. Он встал с земли и были глаза слез полны. Взглянув на него и видя его глаза, от плача опухли, спросила: «Что тебе, дитя? Кто тебя огорчил? Чего плачешь? Почему от нас, когда обедали, отлучился? Мы же грустили, искали тебя повсюду, чтобы вместе с нами возвеселився ты «.

Святой Теодор

Он ответил ей: «Иди, мама, обедай без меня, я-то сейчас не хочу есть». Долго же мать просила и уговаривала его к трапезе — не послушал. И каждый, ходя в училище и учась книг, постился до вечера. Иногда же целый день ничего не ел, на следующий день вечером немного принимал пищи. Два года не ел дорогих и вкусных блюд, учась совершенной постническую воздержании. Тогда вышел тайно из дома своего, покидая родителей, и богатство их, и славу, и всем миром пренебрегая, и нашел в одном монастыре богоугодных монахов — начал жить с ними в страхе Божием. И, несмотря на постническую их труды, подражал жизни их и пытался по мере силы своей угодить Богу. Когда сидели как-то монахи на вечерней молитве и над Божественным Писанием размышляли, слышал Теодор, как один из них говорил о сени, которые были в Ветхом Завете, и о Святая Святых, рассказывал толкования о двух народах так. Внешние сени — народ иудейский, Святая Святых — призвание народов, имеющих таинственных и славный вход, потому что вместо жертв животных, и щипцы, и трапезы, и кивота, содержащий хлеб манный и Книги Завета, и еще там другого было, и вместо света светильника — явился нам Бог Слово в теле, просветленном Им, и было нам свет познания, и хлеб жизни, и жертва за грехи наши. Такое толкование монах тот рассказывал братьям, что с ним сидели, говоря: «Это толкование я слышал от святого отца нашего Пахомия, который собрал в Тавенисиоти братьев, трудились для Господа, верю же, что дарит мне Господь прощение прегрешений моих, ибо праведного мужа помянул я в этот час «. Блаженный Феодор, о преподобного Пахомия слыша, разгорелся сердцем и сказал: «Господи Боже, если такой человек святой на земле, сподоби меня его видеть и следовать за ним во всякой заповеди, чтобы я спасся и достойным стал тех благ, которые ты приготовил для тех, кто любит Тебя «. То говорил, обливаясь слезами, — раненый был желанию божественным. И через несколько дней пришел к ним один из честных учеников Пахомия, по имени Пекусий, муж старый и благотворительный. Попросил Теодор, чтобы взял его с собой в Тавенисиот, в киновии святого отца Пахомия. Пекусий же взял юношу, и, когда достигли обители, поклонился Господу Теодор, говоря: «Благословен Ты, Боже, что поспешил послушать меня, грешного, и выполнил просьбу мое». Когда же пришел к двери кельи святого Пахомия, начал весьма от умиления сердечного и от духовной радости плакаты и смачивать лицо слезами. И видел отец преподобный сказал ему: «Не плачь, детка, и я-то, хоть и грешный, слуга общего для всех нас Господа и Отца». И принял преподобный Пахомий блаженного Теодора с любовью в монастырь свой. Видел Феодор в монастыре поэтому многие братьев, трудились для Господа, просветился умом, и принял ревность богоугодження в душе, и совершенствовался в Боге добродетелями, умный-то и сообразительный был, легко узнавал истинный путь спасения и получил со смирением послушание большой и удивительный. Божьей же благодатью укрепленный был, в молитвах пристальный, в трудах неленивый, в посте ведь не изнемогал. Не переставал все время желать большего в добрых делах успеха и благодати Господней. Когда же видел кого-то смутного — утешал, а такого, что в чем согрешил, — исправлял доброжелательно и сочувственно. Видя то, преподобный Пахомий полюбил его весьма и дал ему место в своем сердце.

Слышала же иметь Теодорова о сыне, что в Тавенисиоти у преподобного Пахомия находится, взяла от епископов письмо Пахомия святого, велел отдать ей сына, и пришла в Тавенисиот. И приняли ее в предложенных гостиницами монастыря девичьего, в каком сестра Пахомиева постилась. И послала мать Теодорова к святому Пахомия, желая видеть сына своего. Сказал старец к Теодора: «Деточка, мать твоя пришла сюда, видеть тебя хочет и имеет к нам письмо от епископов. Поэтому иди к ней, прежде всего потому, что святые епископы написали, их же имеем послушать «. Ответил Теодор: «Отче, скажи мне сначала, не должны дать Богу ответ в день судный, когда после таких начинаний монашеской жизни к матери своей, которую я со всеми светскими страстями бога оставил, пойду, и соблазнятся за меня брать. Когда-то еще до новой благодати, в Завете Ветхом, приказано было сыновьям Леви родителей и братьев своих не знать, чтобы сохранить законы Божьи, тем более не годится мне, что в новой благодати такого дара — ордена святого монашеского — сподобился, выбрать любовь родительскую более любовь Божию. Говорит Господь наш: «Если кто-то любит отца или мать более меня, не является меня достойный». Сказал ему святой Пахомий: «Деточка, если тебе не полезно видеть свою мать, то я тебя не заставляю, будь совершенным монахом, отрекся мира к остальным и себя самого». Узнала мать, сын не хочет вовсе не только возвращаться домой, но даже видеть ее. Захотела и она не возвращаться к себе, но жить в монастыре том девичьем в монашестве. Говорила себе: «Если захочет Бог, увижу сына моего между отцами святыми и душу получу через него». Так мужественная и постоянная воля к Богу юного монаха не только свою, но и матери своей спасла душу, приведя ее в тесное и прескорботне монашеское бога жизни. Креп же духом преподобный Феодор и уподоблялся во всем отцу своему духовному — Пахомию святому, повинуясь ему, Бога ради, как самому Богу. Отец же много раз испытывал его в послушании и терпении, приказывая ему какие-то дела делать, и, когда тот предписано делал, упрекал его, как нехорошо сделал. И то разрушить, другое снова делать приказывал. Тот же ни в чем не перечил отцу, и не сетовал, и не гневался, и не грустил, но всегда с радостью принимал приказы от отца и упреки от него имел для себя похвалу. Через некоторое же год пришел к нему брат по крови по имени Пафнутий, желая также монахом стать. И совсем не хотел Теодор принять его, потому что тот не вполне еще отказался от старого человека, — и плакал Пафнутий. Узнал о том святой Пахомий, сказал Теодора: «Хорошо есть ослаблять сначала таким, что хотят в монашеский войти подвиг. Как же вновь посаженных дерево требует большого подкормите и ожоги, так и в воздержании монашеской для начинающего нужна была отрада и утешение, пока благодатью Господней воздержании укоренится и монах верой утвердится «. И послушал Теодор отца, принял брата по крови и наставлял его на добродетели. Другой же брат — по духу — ленивый был жизнью, и часто преподобный Пахомий убеждал его и наставлял. Поэтому тот обиделся и хотел из монастыря бежать. Понял же то блаженный Феодор, сделал вид себе обиду на отца и, как также желая бежать, сказал брата того: «Знаешь, брат, что жестокие меру слова старца этого, и не знаю, смогу больше здесь терпеть». Брат же тот, слыша от Теодора слова такие, обрадовался и сказал ему: «И ты страдаешь от него, как я?» Сказал Теодор: «И очень страдаю, но, если хочешь, будем вместе, утешая друг друга, пока еще раз испытаем его. И если теперь окажется к нам добрый, останемся здесь. Если же все равно на нас злой и гневный будет, то выйдем вместе отсюда «. И послушал брат тот Теодора, не пошел из монастыря, ожидая, чтобы оба вместе вышли. Теодор же ушел, сообщил то особняком преподобному Пахомию, и похвалил старец ум Теодора. Тогда призвал отец обоих, склонил перед ними голову свою, говоря: «Простите мне, братья, потому что согрешил перед вами. Должны и вы, настоящие сыновья, терпеть и сносить немощи отца вашего «. И так брат тот расчувствовался, остановился в бесполезна своем намерении и с тех пор исправился.

Видел преподобный Пахомий, что блаженный Феодор в добродетелях и благорозумности делает успехи и может быть полезным для других словом, потому что опытный в книгах. Велел ему в определенное время сказать слово Божие из уст в пользу братьям, было же тогда ему двадцать лет от роду. Теодор же, послушливий, без всякого возражения выполнил приказание. Стал посреди собора и начал с Божественного Писания проповедовать слово Божие из уст, рассказывая много полезного, что на путь спасения ведет. Некоторые же из старших старцев, видя, что Теодор их поучает, не захотели слушать его, но жаловаться начали, говоря между собою: «Вот новоначальный учит нас. Юный нас, старцев, поучает. Не будем слушать его! »И, встав, пошли из собора в свои кельи. Когда закончил Теодор Божия проповедь, преподобный Пахомий призвал к себе тех старцев и сказал им: «Почему покинули собор, и не слушали поучения, и пошли в келье ваши?» Они сказали: «Поэтому это сделали, что ребенка нам, таким старцам, что много лет в монастыре провели, учителем поставил «. Такие слова слыша, преподобный Пахомий вздохнул тяжело и сказал им: «Неразумные пленные дьяволом, все-то ваши добродетели казни через высокомерие. И не Теодора оставили отойдя, но Слово Божье отвергли, убежав от него, и лишились Святого Духа. Разве не видели меня, как я с большим вниманием слушал его и многие из его слов воспользовался? «Так Пахомий преподобный, достаточными словам поставив и утолив старцев тех, исцелил недостаток самомнения и нарекания их и сделал их слушателями благоразумного и полезного Теодоров поучения. После этого поставил Теодора урядником Тавенисиотськои обители, сам же поселился в другом, меньшем и безмовнишому, монастыри и руководил хорошо Теодор порученной ему от отца обителью.

Когда же епископ града Панополя, блаженный Вар, желая во граде своем устроить монастырь, призвал просьбой к себе преподобного Пахомия, тогда и преподобный Феодор пошел туда с отцом своим Пахомием. И когда была устроена обитель, пришел к ним один философ, желая разговаривать с великим старцем Пахомием. Тот же не хотел сам разговаривать с ним — понял, что на соблазн тот пришел, послал к нему двух своих учеников — Корнилия и этого блаженного Теодора. И сказал им философ: «Хочу Писания разговаривать с вами». Сказал ему святой Феодор: «Говори, если хочешь». Философ же сказал: «Кто, не родившись, — умер, и кто, родившись, — не умер? Кто умер и не стлив? «Теодор преподобный ответил:» Не сложное твой вопрос, в философ, однако скажу: «Тот, кто умер, не родившись, — Адам. Тот, кто родился и не умер, — Енох. Умерла и не стлила женщина Аотова, в столб соляной преобразована. Ты послушай здоровой нашему совету и, покинув бесполезно тебе вопрошания и схолястични силлогизмы, приступы ко Христу, Которому служим, и примешь оставление грехов «. Он молчал, как немой, и отошел, удивляясь сообразительной ответа. Преподобный Феодор прожил весьма богоугодно во все время жизни своей и повиновался отцу своему вплоть до его кончины, и в болезни телесной послужил ему. После блаженной же кончины отца своего преподобного Пахомия также и после быстрой кончины наместника его, блаженного старца Петрония, поводырем стал святому стаду и многими чудесами обогатился, из-за чего славный был и известный святейшему Афанасию Великому Александрийском. Польза приносил многим делам и словам, в глубокой старости к Господу отошел, чтобы стоять с преподобным Пахомием в лике богоносных отец на небе перед престолом славы Отца, и Сына, и Святого Духа, единственного в Троице Бога, Ему же слава во веки. Аминь

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *