Лазарева суббота

Этот день в церковном календаре называется Лазаревой субботой. Он является, так вспоминает сейчас Святая Церковь об одном из величайших чудес, сотворенных Господом во время Его земного служения, — странное воскрешение праведного Лазаря.

 Лазарева суббота

Прослушав сегодняшнее Евангельское чтение мы становимся свидетелями этого события, которое свидетельствует видимо победу Христа над смертью. Из Священного Писания узнаем, что Лазарь жил в Вифании — небольшом поселке недалеко от Иерусалима. Известно, что он был друг Христов и брат двух сестер Марфы и Марии. Эта семья давно была знакома с Иисусом Христом и Господь часто гостил у них.

Приближался праздник Пасхи и Спаситель уже шел на добровольные страдания. Злоба книжников и фарисеев достигла своей вершины и эти нечестивцы, полны гордости, злобы, зависти, властолюбия и других пороков, стремились схватить и убить Иисуса. Когда Лазарь заболел, то сестры поспешили сообщить об этом своему Божественному Учителю. Когда Христос услышал о болезни Лазаря, сказал: «… эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин. 11. 4). Господь, будучи серцевидцем, знал, что Его друг умрет, но, пробыл еще два дня в Переи. Потом сказал ученикам: «… пойдем опять в Иудею» (Ин. 11. 7).

Лазарева субота

Если мы проследим, то увидим, что в других случаях Христос никогда не говорил заранее куда Он намерен идти. Для чего же Он сообщает о своем намерении на этот раз? Как учит нас блаженный Феофилакт, епископ Болгарский: «сообщает заранее, чтобы они не смутились неожиданностью, если бы Он неожиданно повел их в страну, в которую идти они боялись. Так как они боялись и за Него, потому что не было еще совершенного знания о Нем ». Ученики помнили, как недавно иудеи стремились убить Иисуса и боялись также и за свою жизнь. Но Господь ободряет их, говоря: «Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью спотыкается потому что не имеет света с ним »(Ин. 11. 9-10).

Святые Отцы учат, что под светом следует понимать Самого Господа, и есть Свет Истинным, находясь в котором, настоящим ученикам Христовым нечего бояться. Те же, кто творит беззаконие, ходят в темноте, и покрыты мраком греха спотыкаются, падают и идут в погибель, потому что нет спасительного Света Христова с собой. Господь говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его »(Ин. 11. 11). Апостолы считали, что Иисус говорит об обычном сон, который является признаком выздоровления при болезни, и поэтому говорят к своему Божественному Учителю: «… если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11. 12). Тогда Христос прямо указывает на смерть Лазаря (Ин. 11. 14).

Как рассказывает дальше апостол и евангелист Иоанн Богослов, когда Господь подходил к Вифании, Лазарь уже четыре дня как был во гробе. Его сестры очень грустили и сошлось много иудеев из Иерусалима, чтобы утешить их в этом горе. Спаситель специально пришел на четвертый день после кончины Лазаря, чтобы это чудо стало явным и никто из противников Христовых не мог его оспорить. Первой узнала о пришествии Иисуса Марфа и тайно идет на встречу Ему. Марфа была веру во Христа, но она у нее не было еще полной и надлежащей. Это мы видим из слов: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой »(Ин. 11. 21).

Блаженный Феофилакт, епископ Болгарский, объясняет: «сказала она это, без сомнения, потому, что не верили, что Он, если бы захотел, то и не присутствуя лично, мог бы предотвратить смерть брата ее». Затем Марфа проявляет еще большую слабость веры, говоря: «… когда чего ни попросишь у Бога даст Тебе Бог» (Ин. 11. 22). Из этих слов видно, что она считает Иисуса благочестивого мужа, которого может послушать Бог, а не воплощенного Господа, Своим единственным словом сотворил Небо и землю, все видимое и невидимое. Христос говорит Марфы: «воскреснет брат твой» (Ин. 11. 23) и затем продолжает «Я есмь воскресение и истина и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет »(Ин. 11. 25), то есть, тот, кто верует в Христа не должен бояться смерти, Христос имеет власть даровать другое, лучше, вечную жизнь.

Приближался момент создания одного из величайших чудес, которым Христос хотел обратить к Себе сердца озлобленных людей, дать им возможность покаяться. Видя слезы Марии и тех кто был с ней, Сам растрогался и заплакал. В этом проявлении скорби мы можем увидеть действие человеческой природы Христа. Евангелист Иоанн Богослов метко указывает на то, как враги Иисуса даже при таком горе полны ненависти смеялись: «… не мог бы Этот, что открыл глаза слепому, сделать так, чтобы и этот не умер?» (Ин. 11. 37 ).

Мы видим, что они из-за ненависти не называют Господа даже по имени, а с призирсвом говорят: «Этот». Также, они подвергают сомнению создания чуда над слепым. Придя на место захоронения Лазаря, Спаситель велел открыть пещеру, в которой находился покойный. И Марфа, в силу своей слабой вере, возражала Христу: «… уже воняет, потому что четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11. 39). Так она сказала потому, что не верила в возможность воскресения брата. Но для Бога не имеет бессильным никакое слово, поэтому Христос говорит ей: «… если будешь веровать, увидишь славу Божию …» (Ин. 11. 40). Господь знал, что книжники и фарисеи приписывают создание Им чудес силе бесовской и поэтому в голос возносит молитву к Отцу Небесному, хотя Он не нуждался в этой молитве, потому что равный Отцу. Сказал же ее, чтобы не могли нечестивцы утверждать, что чудо это созданное силой князя тьмы.

Христос собственным голосом воскликнул: «Лазарь! Выйди вон »(Ин. 11. 43) и покойный вышел из гроба. Сказал эти слова как Имеющий власть, а не подвластен, то есть, как Бог.

Лазарева суббота

Многие иудеи, видя такое великое чудо, уверовали во Христа, а наиболее жестоким пошли и рассказали об этом книжникам и фарисеям. И синедрион после этого вынес окончательный смертный приговор Спасителю. Они хотели убить также и Лазаря и Лазарь после воскресения прожил еще более тридцати лет и впоследствии стал епископом на острове Кипр.

В воскресенье праведного Лазаря особенно четко отразилась самая высокая чудотворная сила Господа Иисуса Христа, Владыки мира и Источника жизни. Это было особое чудо, возразить которое не могли даже самые отъявленные Его враги. Об особенностях и светлость Лазаревой субботы красноречиво говорит нам Церковный Устав, те различия, которыми богослужения этого субботнего дня отличается от других дней в году. Оно является своеобразным предпразднство большого двунадесятые праздники — Входа Господня в Иерусалим.

Дорогие братья и сестры! Вспоминая сегодня воскресенье праведного Лазаря, не будь подобные жестокосердных книжников и фарисеев, а превознесем Христа — Победителя смерти, распевая: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Аминь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *