Святые Борис и Глеб.

6 августа Православная Церковь молитвенно вспоминает память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба .

Святые Борис и Глеб.

Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, святые князья-страстотерпцы, младшие сыновья святого равноапостольного киевского князя Владимира Святославвовича, загнули в междоусобицы после его смерти от руки старшего брата Святополка; первые по времени канонизации украинские святые.

Святые Борис и Глеб

Летописная повесть называет матерью Бориса и Глеба некую «болгарин», хотя на основании косвенных данных неоднократно высказывалось предположение, что Борис и Глеб были сыновьями Владимира от брака с византийской царевной Анной. Судя по именам князей-страстотерпцев, сведения об их болгарское происхождение по матери заслуживают предпочтения: имя «Борис» — болгарского происхождения, братья Борис II и Роман занимали болгарский престол соответственно в 969-971 и 977-991 гг., Имя Давид также известную в правящей династии Захидноболгарського царства во 2-й пол. X в. Возможно, «болгарин» принадлежала к болгарского царского рода и попала на Русь как пленница в 90-х гг. X в., Когда русские войска в качестве союзников Византии участвовали в войне против болгар. Менее вероятным является то, что дети от «болгарыни» родились до брака святого Владимира с Анной, заключенного в 988/89 г.., Поскольку эта гипотеза противоречит единодушному свидетельств всех источников, что святые погибли юними.Згидно летописей, при жизни отца Борис занимал княжеский престол в Ростове, а Глеб — в Муроме.

Святополк опасался, что Владимир будто бы собирался оставить Киев не старшему из сыновей (в то время таким был Святополк), а Борису, именно поэтому Владимир под конец жизни вывел Бориса из его княжества и держал при себе. Похоже, Владимир шел на коренную переменную традиционного порядка столонаслиддя, действительно видя в Борисе своего преемника в обход старших сыновей, возможно вследствие царского происхождения святых
братьев. Однако это намерение киевского князя наткнулся в 1013-1014 гг. На активное противодействие его старших сыновей — Святополка Туровского и Ярослава, сидевшего в Новгороде, что дает возможность относить обнародование планов Владимира относительно Бориса примерно к 1012/13 г..

После кончины кн. Владимира (15 июля 1015) киевский престол по праву старшинства занял Святополк, хотя и при не совсем ясных обстоятельствах. Эти события застали Бориса, который возвращается во главе отцовской дружины из похода на печенегов. Дружинники предложили князю поддержать его в борьбе за киевский престол, однако Борис отказался, не желая «вьзняти руки на брата своего стареишаго». После этого большая часть жены покинула Бориса. Миролюбивисть Бориса не остановило Святополка, который послал нескольких «Вышегородская болярцев», на убийство младшего брата. Предупрежден о приближении убийц, Борис в своем шатре «пел заутренюю», после молитвы лег на кровать и затем был заколот. Вместе с Борисом были убиты немало его дружинников, в т.ч. св. Георгия Угрина, который прикрыл князя своим телом, но некоторым удалось спастись (в частности прп. Моисею Угрину, брату св. Георгия). Тело Бориса было доставлено в Вышгород и погребено в церкви святого Василия.

Согласно данным житийних источников, Борис и его дружинники были убиты в воскресенье 24 июля. Местом их гибели было состояние Бориса на реке Льте (Альте),

Святые Борис и Глеб  - иконописец Виктор Морозов

 

близ Переяславля. Полной уверенности в точности данных о месте и день кончины Бориса нет. В летописном рассказе дата отсутствует; кроме того, по преданию, что отразилось в летописях, как раз на Альте и именно на месте убийства Бориса состоялась в 1019 решающая битва Ярослава со Святополком. Это совпадение усугубляется тем, что битва произошла «в пять», на который и приходилось 24 июля в 1019 Сказанное дает повод подозревать, что топографическое и хронологическое приурочивание гибели Бориса к месту и времени битвы на Альте, возможно, имело место позже , при формировании житийного перевода, который подчеркивал роль Ярослава как мстителя за кровь братьев.

Вызванный обманом из Мурома, Глеб был убиты 5 октября (и этой даты нет в летописной повести) на пути в Киев возле устья реки Смядыни, в Смоленске. Глеб находился в Киеве, бежал на север (к Ярославу?) И был настигнут убийцами под Смоленском. Тело юного князя похоронили на месте гибели. После Бориса и Глеба был убит еще один Владимирович — Святослав, который княжил в Древлянской земле (северо-западнее Киева). Развязкой этой кровавой драмы неизбежно должно было стать столкновение Святополка с другим своим братом — новгородским кн. Ярославом. Их четырехлетняя протекающая с переменным успехом борьба за киевский престол завершилась летом 1019 упомянутой битвой на Льте, в которой Ярослав одержал окончательную победу.

Через некоторое время (то есть в 1017 или 1020) по приказу Ярослава тело Глеба было найдено и перезахоронены рядом с Борисом в Вышгороде.

Канонизация святых Бориса и Глеба состоялась одновременно с переносом их мощей в новую каминной церкви 2 (15-новый стиль) мая 1115

One thought on “Святые Борис и Глеб.

  1. Уважаемая администрация!
    На странице вашего сайта (http://molitvasoxranit.ru/?p=12081 ) опубликована фотография написанной мной иконы .Подпишите ее пожалуйста
    «Иконописец Виктор Морозов»
    С уважением и наилучшими пожеланиями, Виктор Алексеевич Морозов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *