Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

Празднуют днесь Церковь выдающееся торжество трех Учителей, ибо они укрепили Церковь своими божественными догматами. (Сидален утрени праздника).
30 января (12 февраля) празднуем память трех крупных и выдающихся иерархов, учителей, проповедников и Отцов Восточной Церкви: св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Иоанна Златоуста. 

Святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов

В нашем народе этот праздник известен, как праздник Трех Святителей. Три отцы — иерархи-святители — это ведущие учителя веры, святости и науки Христовой Церкви. Они передали нам чистую веру Никейского Собора, они объяснили нам догматы о Святой Троице, Христово Божество и Пресвятую Евхаристию. По их заслуги наша Восточная Церковь называет их в своих богослужениях Кириллом, органами Святого Духа, колоннами Церкви и учителями вселенной. Все они жили в четвертом веке — золотом веке христианской веры. Св. Василий и св. Григорий это сыновья славной Каппадокии, в Малой Азии, друзья и почти ровесники. Св. Иоанн Златоуст — из Антиохии и был моложе их на 20 лет. Всех их объединяла апостольское рвение за веру и спасение душ.
Лица Трех Святителей

Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

Святой Василий Великий (329-379).

Его родители и его деды это выдающиеся патриции, заслуженные и влиятельные люди и бесстрашные последователи святой веры. Св. Василий имел чрезвычайные способности, смекалку, большое стремление к знаниям. Богатое положения его родителей, открыли ему дорогу к высоким и славных школ и профессоров того времени. Английский историк Ф. форвар описывает лицо св. Василия так: «Его черты и фигура, его стройная фигура, умное лицо, сообразительность, серьезная поведение — свидетельствовали о его благородном происхождении. Целенаправленность его характера обезоруживала врагов и приклоняла друзей. »
Слуга Божий митрополит Андрей Шептицкий Ордена во вступлении к «Аскетических Произведений Св. Василия Великого» говорит о нем: «Василий это человек всесторонне развитый во всех направлениях тогдашней науки, знаменитый проповедник, несравнимый знаток Священного Писания, знаменитый догматик и полемист в борьбе против арианизма» .
Св. Василий с детства аскет и большой богослов. Будучи архиепископом Кесарии в Каппадокии, он проявил себя как геройский защитник святой веры, хороший организатор, знаменитый оратор-проповедник, выдающийся писатель, реформатор Богослужения и Святой Литургии, ревностный опекун сирот и убогих, законодатель монашеской жизни в монастырях. По его заслуги Святая Церковь дала ему титул Великого. Его память празднует наша Церковь в день его смерти 1 (14) января.

Святой Григорий Богослов (326-390).

Его отец, также по имени Григорий, был епископом в Назиянзи в Каппадокии. Еще до рождения его набожная мать Нонна дала обет отдать ребенка на служение Богу. Поэтому, когда вручая сыну Священное Писание, она сказала: «Как обещала, приношу тебя Богу, и исполни мое желание. Ты родился в результате моих молитв. И за это теперь молюсь, чтобы ты был совершенен. Вручаю тебе, сын мой, этот драгоценный клад, орудуя им через всю жизнь, а в будущем получишь еще больше блага ».
Как св. Василий так и св. Григорий получил высшее образование. По дороге в Афины, его корабль в море попал в шторм. Он еще не был крещен, и в страхе перед тем чтобы не умереть некрещеным, он дал обет, если он спасется, то посвятит себя служению Богу. В Афинах он встретил св. Василия и они стали лучшими друзьями на всю жизнь. Об их жизни в Афинах он коротко сказал: «Мы знали только две дороги: одну в храм на молитву, а вторую в школу на науку».

Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

Его отец, который был епископом, рукоположил его в священники, а позже св. Василий назначил его епископом Сазимы. Св. Григорий через несколько лет стал архиепископом Константинополя. Он отличился, как глубокий проповедник, его проповеди это художественные жемчужины и архитворив риторики. Св. Григорий — это великий проповедник Святой Троицы. Догмат о Святой Троице он кладет в основу христианской религии. За свои богословские науки получил название Богослова. Византийцы называли его христианским Демосфеном.
Св. Григорий — от рождения тихий, нежный, сострадательный. Всегда мечтал о жизни в молитвах в одиночестве .. Он оставил после себя духовное наследие — это проповеди, поэзии и письма. Написал великолепное надгробный Слово в честь своего друга св. Василия Великого и в честь своего отца — епископа Григория. Память его смерти празднуем 7 февраля.

Святой Иоанн Златоуст (347-407).

Он родился в большом городе Антиохия. Долгие годы был там, как активный и набожный священник и неутомимый проповедник. Проповедь была важной частью его жизни и души. «Не могу провести и дня, — говорит он своим верующим — не накормив вас из сокровищ Святого Писания». Еще он говорит: «Проповедование делает меня здоровым. Как только начинаю проповедовать, то исчезает всякая усталость ». Своими проповедями он вдохновлял и захватывал большие массы людей. В своих проповедях и развлечения дает хорошее объяснение большой части Священного Писания Ветхого и Нового Завета. За свои пылкие и вдохновляющие проповеди он получил название Златоуст. Св. Иоанн Златоуст, как священник и как епископ, вполне преданный Христовой Церкви. Он большой друг и опекун бедных, вдов и сирот. Благодаря своим светлым талантам он стал архиепископом Константинополя.

Св. Иоанн Златоуст это набожный и полный жертвы пастырь, несравнимый проповедник, учитель веры и морали. До нас дошло более 800 его проповедей, в частности книга о священстве и много писем. На наших родных землях еще в княжеские времена его проповеди знали все. Сборник князя Святослава с 1033 включает в себя выбор из произведений Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Великого, Григория Городского и других. Его память отмечаем два раза в году: день его смерти 13 ноября (Восток. 26 ноября) и переноса его мощей 27 января (Восток. 9 февраля).

Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

История праздника Трех Святителей

Праздник Трех Святителей относится к позднее начатых праздников Восточной Церкви. Причиной начала этого празднике стала большая дискуссия в Церкви во второй половине 11-го в., Которая заключалась в том, кто из них троих более заслуженный деятель Церкви. Одни выше ставили св. Василия Великого, другие св. Григория Богослова, а еще другие Св. Иоанна Златоуста. Каждый из них имел свою большую часть сторонников. Эту дискуссию решили сами Святители. Они сначала каждый частности, а потом и все три вместе появились Ивану, епископу города Евхаиты, и сказали: «Мы как один у Бога и ничего нет в нас протиречливого или дискуссионного, а каждый из нас в свое время отдельно был воодушевлен Божьим Духом. Так что нет между нами ни первого, ни второго, но как назовешь одного, то за ним следуют два других. Встань, следовательно, и повели, что через нас ссорятся, чтобы не делились, а как при жизни, так и после смерти нашим попыткам есть все стороны света приводить к миру и единству. Учреждения, следовательно, празднование нашей памяти в один день так, потому что мы — как один в Бога, а мы будем помогать прийти к спасению тем, что праздновать нашу память ».
Епископ Иван сделал, как ему поручили Святители. А потому, что святая Церковь уже праздновала в месяце январе память каждого из них в отдельности, то он в 1076 назначил их общий праздник на 30 января (Восток. 12 февраля). Наши летописи под 1076 годом вспоминают об установлении этого праздника в Греции.

Три святителя в богослужении праздника

Богослужение праздника в прекрасный способ воспевает и прославляет Трех Святителей за их горячую любовь к Богу и ближнему, их непоколебимую веру, их значение для Святой Церкви, их светлые добродетели, Божью мудрость и покровительство. «Василий — божественный ум, — поем на стиховне малой вечерни — Григорий — божественный голос, Иван — прекрасный светильник. Пусть будут прославленные три выдающихся угодники и служители Троицы ». В стихирах вечерни, утрени и каноне находим много лестных оборотов и сравнений, которыми святая Церковь выражает свое удивление, уважение и похвалу Трех Святителей. Вот некоторые из высказываний: «Мужи Божьи», «Колонны и опора Церкви», «Божественные и мудрые учителя», «Органы Святого Духа», «Земные ангелы, небесные мужчины».
Выражая их величие, заслуги и значение в Бога, Святая Церковь призывает верующих к должной прославления Трех Святителей: «Любители праздника, — поем на литии — сойдясь, слава песенными

Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

похвалами Христовых Святителей, колонны веры и верных учителей и хранителей, говоря: Радуйся церковное свет , Василий премудрый. Радуйся уме небесный, Архиерей славный, Григорий Богослов. Радуйся, Иван Златослов. Поэтому, Отцы пребогатые, не переставайте всегда молиться ко Христу тех, верой и любовью празднуют ваше священное и божественное торжество ».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *