Вертеп

Вертеп — это молитвенное прославление Бога через театральное действо и комическое отображение бытовой жизни. Это одна из лучших украшений рождества, наша традиция, которую мы сохраняем уже более четырех веков.

Рождественский вертеп

Вертеп

Вертеп не является чисто христианским «изобретением». Известно, что в его основу положены Дохристианская традиция почитания Нового Солнца, Нового земледельческого года, начинающийся с поворотом солнца на весну. В соответствии с этим, рождественская обрядность тесно вяжется с верованиями в счастливый почин и с магическими действиями, которые должны обеспечить в том следующем году хороший урожай.
Элементами, которые повлияли на формирование вертепа является иконографические образы византийской культуры, испанское ретебло (алтарь-шкаф), средневековая западноевропейская мистерия, польский вертеп.

                   Вертеп (со старославянского — пещера) — старинный украинский странствующий театр марионеток, возникший в Украине, в барокко сутки (вторая половина 17-18 века). Имел форму двухэтажного деревянного ящика. На втором этаже показывали рождественскую драму; на первом — механически привязанную к ней сатирически-бытовую интермедию. Первая, рождественская, часть вертепа, которую называли «святая», имела более или менее стабильную композицию, зато вторая менялась в зависимости от местных условий, возможностей и остроумия вертепника.
И мере, подобное значение вертепа — старинный кукольный театр, где ставились религиозные и светские пьесы. В украинском вертепе — старинном театре кукол, очень похожего на польской вертепа или к белорусской батлейки — спектакль по содержанию и насыщенностью действа разделена в соответствии с ярусной структуры вертепной ящика на светскую и духовную части.

Существуют формы вертепа:

Вертепная композиция - воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок выполненных из разного материала.
Механический вертеп — развитие формы вертепной композиции, в которой отдельные фигуры анимированные с помощью скрытого механизма.
Вертепы происходят от мистерии — западноевропейской средневековой религиозной драмы, в 17 веке распространилась на польские, а затем и украинские земли.

               Вертепный сундук

Вертепный сундук похож на домик, имеющий два, а иногда три этажа, которые по христианской традиции трактовались как «подземелья», «небо» и «земля». Изготовлен из

Вертепный сундук

дерева или картона, открытый со стороны зрителя, домик имел разный размер (до двух метров высотой и одного метра в ширину). В дне сундука и в полке, разделявшая этажа, делались прорези — дорожки для движения кукол. Поверхности полок обклеивали мехом или тканью. На втором этаже показывали рождественскую драму религиозного содержания; на первом — привязана к ней сатирически-бытовая интермедия. Обычно на верхнем этаже вертепа находилась неподвижная фигура девы Марии с младенцем, а на нижнем — трон царя Ирода. Вертепные куклы двигались с помощью прикрепленных к ним снизу проводов. Вертепник, который стоял позади сундуки, водил куклу по проемах в полу, наблюдая за действием в специальные окошки. Кукольник говорил и пел всех героев, меняя голос для предоставления определенной характеристики персонажам. Кукол в пещерам могло быть до 40. Несмотря на видимую простоту, вырезанные из деревьев, а куклы были настоящим произведением национального прикладного искусства. Резчики создавали образы, обращаясь к народным представлениям о герое (Запорожец), мифологических персонажей (Смерть, Черт), обрядовых животных. Кроме того, часть вертепного кукол имели определенную механизацию Смерть замахивалась косой, Козак танцевал, приседая, у царя Ирода председатель слетала с плеч. Каждая кукла имела свой игровое пространство и двигалась строго в его пределах. Персонажей библейской части спектакля надевали в каноническое наряды, остальные героев — согласно социального положения и национальных признаков. Однако внешний вид кукол менялся под воздействием времени и всегда зависел от материалов и фантазии владельца. Вертепную спектакль щедро наполняли музыкальным сопровождением. В первой части действия звучали народные колядки и канты (вид церковной музыки, возникший в результате реформы в конце XVI столетия). Вторая часть была насыщена народной музыкой. Запорожец появлялся под гопак, красавица Дарья Ивановна «следовала» на сцену в ритме русского танца, поляка сопровождал краковяк. Рядом с вертепников находился музыкант или группа музыкантов, которые играли на скрипке, флейте, бандуре, цимбалах, колесной лире.

Сюжет верхнего этажа вертепа был традиционным (неизменным): царь Ирод узнает от волхвов, что родился Христос, претендент на его престол. Желая избавиться от соперника, он зовет воина и приказывает ему перебить всех вифлеемских детей до 2 лет. Воин выполняет приказ, но одна женщина Рахиль не дает своего ребенка, потому озлобленный Ирод приказывает убить ребенка. За это преступление смерть отрубает Ироду голову, а черти тащат его в ад.

Сюжеты нижнего этажа были каждый раз разные. Однако всегда имели одинаковую цель — изображение реалий жизни того времени. Поэтому обязательными героями были: дед, бабка, коза, смерть, цыган, цыганка, жид, жидовка (терминология XVII в.), Шляхтич, шляхтянка, москаль, казак. Индивидуализация образов достигалась внешностью куклы, ее одеждой и особенно языке. Соответственно, каждый из героев занимался традиционной для него делом: старики изображают семейные отношения, цыгане обдуйте, евреи обманом зарабатывают деньги, шляхтичи развлекаются, казак и солдат ссорятся и дерутся, смерть приходит в любое время и к любому , а коза умирает для того, чтобы воскреснуть. Персонажи интермедий соревновались в остроумии, пели, танцевали и т.д., каждый действовал согласно своим социальным, сословными, возрастным признакам и интересам. Это создавало поучительное и веселое динамичное зрелище, типизированное по законам поэтики народного творчества. Со временем кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол, помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления. Во время ходьбы с вертепом, кроме кукольника и дети пели духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветвями, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане таком праздничном чуду.

Вертепный сундук сценки

Исполнителей «живого» вертепа иногда именовали машкаратамы. Это название происходит от слова личина, что означает маска, личина. Со звездами ходили колядовать дети и подростки, а в машкараты принимали только взрослых парней. Это был некий украинский вариант маскарада — дети быть одеты в обычную одежду, а взрослые, которые играли серьезные роли (смерть царя, ангелов) были в масках.
Средневековые актеры были оседлые и странствующие. Странствующие актеры объединялись в труппы, переходили с места на место и давали представления на улицах, площадях, ярмарках под открытым небом. Они распространяли басни, сказки, песни одних территорий на другие, в том числе с помощью вертепа.

Первое письменное упоминание о вертеп датируется 1666 годом, она содержится в материалах львовского ставропигиального братства. Существуют и другие предположения относительно первого вертепа: это 1591 и 1639, также скоморошному «игры, глаголемыя куклы» существовали еще в Киевской Руси, а обычай «хождения с куклами» известен с 1573.
Большое значение для развития вертепа имела школьная драма. В связи с ее развитием в Украине большую роль сыграли братские школы в Остроге и Львове еще в конце XVI в., Иезуитские коллегиума во Львове, Каменце-Подольском, Луцке.
Находясь под опекой коллегиумов и пользуясь всесторонней поддержкой ордена иезуитов, школьная драма в XVI в. приобретает широкое распространение в Польше, а вскоре достается и в Украину.

Наиболее распространились вертепные представления во второй половине 18 века, особенно в эпоху упадка Киево-Могилянской академии, когда число вертепников пополнялось ее воспитанниками, которые шли в народ популяризировать украинские спектакли в форме кукольного театра. Эта форма была удобной для распространения в массы правду об исторических событиях (например, сутки казачества — вертеп «Запорожец») или сохранение национальных традиций (в том числе, колядок) в период преследования со стороны Российской империи.

Развитие украинской науки и культуры XVI-XVII вв. происходил в достаточно сложных и противоречивых условиях. Территория Украины была разделена между Речью Посполитой, Венгрией и Турцией. В условиях национального, социального и религиозного противостояния культура Украинская подвергалась постоянным притеснениям.
Вертеп является символом целостности мироздания украинском и был предметом исследования во многих ученых и искусствоведов, среди которых: И.Франко, Й.Федас, В.Всеволодский-Гернгрос — в исторических трудах; В.Перетц, М. Петров, Е.Марковський — в литературных; О.Билецкий, М.Гордийчук, Л.Корний, О.Шреер-Ткаченко и другие — в области искусствоведения. По утверждению исследователей театрального искусства древние формы театра стали примером для создателей первых литературных украинских драматических произведений, в частности вертепной драмы. Иван Франко называет ее самой художественной формой украинского театра и делает вывод, что имея давние исторические традиции, которые берут начало от народных обрядов и обычаев, через вертеп древнее украинское театральное искусство стало одним из источников украинского театра XIX в.

Вертеп сохранился в нескольких оригиналах, собственно сама ящик и варианты текста вертепа. О популярности адаптированной рождественской драмы свидетельствуют

Рождественский вертеп

драматические произведения XIX-XX вв., Авторы которых во время работы сознательно ориентировались на вертеп. Это «уродов морока» П. Кулиша, «Вертеп» Шевчука, «Вертеп» и «Милостыня Божия» Л. Старицкой-Черняховской. В настоящее время, 1876, появляется Эмский указ, согласно которому запрещается печатать на украинском языке любые произведения, кроме художественных произведений и исторических документов, ставить театральные спектакли, не позволялось публичное чтение на украинском языке любых дисциплин.

С помощью вертепа, украинские писатели XIX-XX вв., В наиболее неблагоприятных для нашей культуры условиях, нарушали важные проблемы национальной идентичности, борьбы за сохранение языка, литературы, народа, государства.

Рождественский вертеп

Особыми являются вертепы, которые из года в год выставляют в наших храмах как визуальное напоминание о радостном рождения Христа в бедной стаенце, в условиях, которые бы сегодня у рядовых людей ужас и отчаяние, а не радость. Это и крошечные вертепы на тетраподе (столик в храме, на котором, как правило, расположен крест, икона храма и, иногда, Евангелие), и масштабные, размером в человеческий рост композиции, которые устанавливают на церковном дворе.

Сценарии вертепа записывали, запоминали крестьяне и передавали из поколения в поколение, а так как они были основаны на реальных историях из быта украинский, с помощью вертепа мы получили бесценную информацию о жизни наших предков. В период преследования украинской культуры, украинские деятели обращались к искусству вертепа для сохранения традиций и распространение украинского языка.

Несмотря на ясность и простоту сюжета, а также легкий изложение, вертеп феноменально прошел испытание временем, дойдя в несколько измененном виде и до нас. В последние годы наблюдается возрождение вертепа в западных и центральных областях Украины в виде вертепного композиций в костелах, на площадях и в больших магазинах, живых пещерам и вертепных театров на детских праздниках в садах и школах. Открывается много кружков по созданию фигурок и кукол для вертепа из дерева, бумаги, в виде оригами и других материалов.

Живой вертеп

Сценарий рождественского вертепа

Реквизит: разрисованная и украшена вертепная рамка (на ножках) с занавесом, вверху написано: «Христос рождается!», Внутри рамки подвешена маленькая колыбель с куклой, на высоком шесте — восьмиугольная объемная звезда, звонки (разные), дары, коса , мешок для михоноши, костюмы для участников действа.

Рождественский вертеп.Сценарий.

Действующие лица:

Царь Ирод,
воин И
воин ИИ
ангел И
ангел ИИ
царь и
царь ИИ
Царь ИИИ (все с дарами)
черт
смерть
Рахиль с младенцем (куклой),
путник,
пастух и
пастух ИИ
Мошко
Сара
Козак
Слобожаночка И
Слобожаночка ИИ
Звиздоноша
Михоноша, другие участники, могут петь.

Все поют колядку «Господин хозяину, что на твоем дворе»

Ява 1

Из толпы выходят пастухи и произносят:

1-й пастух: Пусть радость будет в вашем доме,
На волну просим нас принять.
Приключение странная в настоящее время стала:
В небе звезда засияла.

2-й пастух: Весь мир сейчас радуется,
Ибо Сын Божий родился,
И вы, братья, увеселитесь
Рожденному поклонитесь!

1-й пастух: Десны звезда засветила
Нам дорогу возвестила,
До того Вифлеема,
В ту страну незнаему,
Где Пречистая Сына имела
Мир добром одарила.

2-й пастух: Мы дорогами-тропинками
Спешили с дарами,
Там ангелы стали в ряд,
Спели Богу славу,
Пастыри там поклонились
Богу искренне помолились,
И славили Бога-Сына,
Что пришел святая день.

Поется колядка «По всему миру стала новость»

Во время последних слов появляются два ангела, кланяются всем и возвещает:

1-й Ангел: Востаньте и радуйтесь, яко все подоспело,
Рождество Спасове, пророками предрекаемое!

2-й Ангел Иисус уже родился от Девы Богородицы,
Встаньте и славьте его везде,
Пусть узнают все наши люди!

Пастухи приносят в дар божественному ребенку ягненка и другие дары.
В вертепе открывается занавес (Вифлеем)

1-й Ангел: Все люди рожденного восхваляем!
Ты, вертеп, веселись,
Это потому что в тебе Христос родился,
Во струнном псалтыри
Рожденного славят во всем мире!

2-й Ангел: ВИЧ, Осел его приветствуют,
И пастыри прославляют

Все ангелы: Родившегося, явленного
И во яслях бессловесно положенного!

Все поют колядку «Новая радость стала».

Ява 2

С левой от вертепа стороны появляются воины и Ирод.

1-й пастух: Где Ирод грядет
В страны Вифлеемский
Пленить все храмы,
Чтобы зискаты Христа рождена,
С воинством превеликим!

2-й пастух: И велел же он в своем уезде
рожденных сегодня
Всех детей избыть!
О, Ирод преокаянний!

Все: О Ирод преокоянний!

Ява С

Три восточные цари выходят с правой стороны и, обходя круг, идут к Ироду.

3-й пастух: Идут трое царей ко Христу со подарки.

Ирод: цари и таварищи, куда ноги ваши?
Каму дары и поклоны ваши приношаша?

Цари (вместе): Ко Христу — первисточку Поклон отдавать,
Чтобы в милости Его Возраст находиться.

Ирод: Ґде же Он радился?
Ежели в Майом царства -
То нет запрещаю, идите — ищит.
Прашу и ме ня в нем вазвестите.
Ведь и я Пайде объема пакланюся,
И яко пред сильным царь смирюся.

Выносят звезду и, распевая колядку «Идет звезда странная», обходят круг:

Цари подходят в Вифлеем (вертеп).

1-й Царь: Мы к тебе, Христе,
Царю рожден,

2-й Царь: Так будем силой
Твоей защищены.

3-й Царь: Прими труд нашу,
Пришли Тя приветствовать,

Цари (вместе): Смиренно поклон
Тебе отдавать.

Подносят к вертепа дары.

Путевой: А за царями и я с дарами
К тебе, Христе,
Иду с молитвами
За украинский народ, семью,
По обездоленных нашу Украину.
И тебя просим, ​​дитя Божье,
Как биднее сердце просить может:
Змилосердся, Боже, над нами,
Над нашим краем и над братьями,
Отпусти нам судьбу,
Верни нам волю,
Добавь силы, силы и света,
Счастье дай Бог, народа
И многая, многая лета!

Цари поклоняются, затем возвращаются, чтобы идти к Ироду,
им навстречу выходят ангелы.

1-й Ангел: Куда, цари, идти хотите?
Не к Ирода снова?
Другой путь топчите,
Поверьте седьмую слову.

2-й Ангел: Ирод вам тогда у него
Говорил лукаво,
Вы же не слушайте его,
А идите направо!

Цари: Благодарные мы Вам, ангелы,
А наипаче — Богу,
Что на пути нашем
Нам указал дорогу.
Проведите нас, ангелы,
Небесные, красивые,
Чтобы не было нам в руки
Ирод сей лживый!

2-й пастух Ангелы вещают,
На путь наставляют,
Другим путем идите,
К Ироду не вернуть!
Волхвы вернули,
В Ирода не являясь,
И пошли домой,
Беды не приобретя,

3-й пастух: Пошли в стороны свои
Христа возлюбив,
Хотят с ним в небе жить,
Возраст ему служить!

Ява 4

Ирод: Какой, какой урон
Нашей царськой славы
Насмеялись нада мной
В маей же державу!
Я паслал их в Вифлеем,
Чтобы испитати
В чудесном етом
Раждьонном дитяти,
но ни мне а в нем
Вести нэ известили,
Как прастова мужика
Ме ня абальстили!
Раскальонная утроба
Нэ Вести, что чинит.
Ведь я царь! И кто может
Ме ня АСУД?

Ирод (до Черта):
Как, скажешь, нада нам
Эго Убить, ну а потом
судит и по закону?

Черт: Какой закон? Зачем этот закон?
Давай указ — и согласно ему вдруг
Всех детей под нож — и доста!
С указом Царь очень легко и просто.
Ибо указ — как на единственный раз.
Скажем, исключительная ситуация -
И история признает тебе права,
И убийцей никто не назовет,
И не возьмет тебе никто за плохо -
Ты же царство спасал, его большую славу,
И тем укреплял государство.

Ирод (к воинам гневно):
Абайдите же маи град,
Все маи пределы!
Убивайте всех младенцев,
Где бы нэ узрели!
Воины: Ґасударю! Твой Приказом
Випалнить Гатово:
Мы на всех врагов тваих
Сложу Раковые!

Выполняется колядка «Ирод-царь за Христом гонялся»

Ява 5

Воин ведет Рахиль Ирода.

1-й воин: Ступай, бабушка, ступай
НЕ вгинайся, ступай!

(До Ирода) Вот, Царь твой приказ
Мы хорошо сполнялы,
Во всех городах
Детей убили!
Это один из младещев
В царстве был остался.
Я долго еще при его
Матерью гнался!

2-й воин: Это — послидня живой ребенок
Перед тобой,
Так мать хочет заменить
Смерть ее собой!

Ирод: Я царськава слова
Не магу Смена!
Павелеваю нэ мать,
а сына Убить!
Воин мечом убивает ребенка.

Рахиль (до Ирода, причитая):
Змилосердися, царь
Верни мое чадо!
Зачем его убили?
Оно же еще младо!
о, Ирод беззаконный,
Мучителю стопекельний!
Которую ты в детях вину обритаеш,
Что мечами от соске
Наших отрываешь?

Ирод: полно баба, полно шумите!
Об Убить нечего жалеть!
Воины выгоняют Рахиль и выходят за ней:
Ступай, бабушка, ступай!
Здесь балясы нэ точи!

Выполняется колядка «Не плачь, Рахиль»

Ява 6

Мошко (удивленно):
Вай — вай, што вижу, сколько людей!
Радосьци, сьпевы, барздо цуду …
Мессию мужики визирают
И корчму мошки обминают.

Сара: Вижзиш, мужики с ума посходили:
На выборах побьедилы
Юж ни сеют и не Косюту,
А спасение у Бога просют.

Мошко Ой пановье, даром ждать:
Придет Ирод — всех за решетку,
Демократов, демагогов,
Ибо так угодно Богу!

Сара (льстиво): Ци не лучше в корчму идти
Выпить, скушать, отдохнуть …
Политика — не для мужика,
Нацо — Бога, нацо — попа ?!

Козак: Хватит мошки, нас обманывать,
Мы без тебя умеем жить!

Слобожаночка 1:
Без обмана, без хлопот,
Есть у нас свои пророки.

Казак прогоняет Сару и Мошка прочь.

Ява 7

Ирод (задумчиво, тяжело):
Увы, какая сех времьон
Сделалась перемена,
Думал я уж Вечная жить,
Ан близится, навернае, кончина!
(Неожиданно воинственно):
Аднака я и сам
Са Смертию сражаться буду!
ВОИ верние маи!
Станьте в парог!
И да Смерть нэ убежит,
Отчет о падмогу!

Воины становятся в караул.
Входит Смерть с косой.

Смерть: Что ты. Ирод, Ненасытный,
Зачем это болтаем?
И меня убить
Сам повелеваешь?
С пропасть ада,
Будешь знать,
Невиннии чада
И как убивать!
(В сторону): зайди, брат-друг,
Мне пособить,
От сего кровопийцы
Землицу уволить!

Появляется Черт.

Ява 8

Черт: Я пришел, возлюбленная,
Тебе совет!
И бывают же такие
Запеклии гады!

(До Ирода): Разве ты не хочешь
Брататься со мной?

(До смерти): Подними ты, сестра, косу,
Ударь его по голове,
Чтобы запомнили местные
Кто над ними главный!

Ирод (с перепугу кричит на Смерть):
Ты Пашто ме ня стращяеш?

Смерть: Но ты меня не знаешь?

Ирод: Аз есмь богат и славен!
И не есть Никта мне нэ равен!

Смерть Слава пройдет и богатство
Скоренько пройдет!
И этой косы
Достаточно одного покушения -
И умрешь ты, человек,
С самого страха!

Ирод: Кассе ты, старая, траву
Сваею кассой!
Нэ тебе, кастлявая,
Сравниться са мной!
Я магуществам и села
Тебя уничтожать!

Смерть: Тю, глупый,
И я с тебя
Даже смеюсь,
Потому что никому в мире
Я не поклонюсь!
Я-одна царица
На все ваши страни
Я — всего мира
Важнейшие дамы!
Князья и цари -
Под властью моей
всех посеку
Косой своей!

Бьет косой Ирода, тот падает и долго умирает!

1-й пастух: Загризався против Смерти,
А убитый косой,
Она в ад сейчас возьмет
И тебя с собой!

2-й пастух: и ты будешь всегда там,
Всегда находиться!
Подыхай, царь-Ирод,
Окаянный кате!

Ява 9

Появляется Черт и берет в объятия Ирода.

Черт (басом): Долго ждал я твою душу
И теперь забрать должен!
Будешь нам смолу возить,
Вечно в аду будешь гнить!
(Поднимает Ирода): Вот так берут,
Вот так несут
Розкишникив мира,
Понеже дать не могут
Пред Бога отвит!
Черт выносит Ирода прочь.

1-й пастух: Не ведал же он,
Что истребиться,
И царство
Вконец разорится!
Заслуга его знатная
И всем очевидна,
Зато и адская бездна
готово,
О, Ирод преокаянний!

Все: О, Ирод преокаянний!

К середине величаво выходят Ангелы.

Ангел 1: Мир и покой этому дому!
Здесь нет места взлома!
НЕ несогласие, а согласие,
Единство и любовь народа,

Ангел 2: не темнота, а просветительство,
Вдруг солнце среди лета
Осветляет травы и паши -
Так осветит души ваши,
И засияет свет Божий,
Правда обиду победит!
выходят Слобожаночка

Слобожанка1 Я иду с Слобожанщины
Сердцем несусь к Вкраини
К мессии вместе с ней
Идем по светлой звездой

Слобожанка 2: И у нас, над волнами Динця-
Счастливая радостная пора:
Народ сбрасывает цепи.
Дрожат ожесточенные враги

выходят пастухи

1-й пастух: Хорошо произошло! Слава Богу!
Поэтому собираемся в дорогу.

2-й пастух: Но прежде чем выйдем из дома
Надо счастья пожелать!

1-й пастух: Поздравляем вам сейчас,
Все добрые люди!
Пусть помощь Божия
Всегда с вами будет!
до свидания
Вместе с детишками,
Пусть печали и горя
Не останется вами!
Христос рождается!

Все: Славим Его!

Все участники действа становятся вместе и весело поют колядку «Добрый вечер …»

Слобожанка1: Радость в везде большая сейчас
По всей нашей Украины
Идет пространно наш Мессия,
Светлая радость и надежда.

Слобожанка2: И мы имеем путешествовать,
Дитя Божье прославлять.
Будьте счастливо и богатые
В украинской щедрой доме!

К середине выходит михоноша с мешком.

Михоноша: Говорил нам Бог
По Коляде ходить
И Колядой
Весь мир радовать!
Что будете давать,
НЕ будем презирать!
Пусть хорошо родит
Рожь и пшеница,
Усякее хлеба,
Всякий хлеб,
В поле ядро, а в доме-добро!
Добрый вам в сочельник!

Выполняется колядка «Бог рождается».
Поется заключительная колядка «Небо и земля», после которой разыгрываются народные рождественские интермедии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *